Маленький деревянный домик в крошечной польской деревушке выглядит также как и любое другое культовое сооружение в сельской местности этой страны. Однако три полумесяца свидетельствуют о том, что это мечеть – редкое явление в католической стране с населением 38,5 миллионов человек.
В деревне Кружиняны живут 160 человек, среди них – потомки татар, поселившихся здесь триста лет назад.
В этой деревне, расположенной недалеко от белорусской границы, в рамках своего официального визита в Польшу недавно побывал британский принц Чарльз.
Хотя мечеть не имеет минарета, здесь вряд ли нужен муэдзин, так как в Кружинянах по соседству с католиками и православными сейчас живут только четыре мусульманских семьи.
В конце Второй мировой войны здесь жили почти 300 татар. Но, хотя с годами община сильно уменьшилась, так как молодежь не хочет оставаться в деревне, Кружиняны по-прежнему являются духовным центром для пяти тысяч татар, живущих в Польше.
«Мы потомки татар из Казани, которые остались там жить со времен Золотой Орды», рассказывает местный житель Мустафа Ясински. В свои 99 лет он является старейшиной общины и имамом мечети в Бялыстоке, городе, который находится в 40 километрах от Кружинян. Именно здесь проживает большинство польских татар.
По пятницам Мустафа Ясински возглавляет молитву в исламском центре – бывшей библиотеке Бялыстока. Проповедь читают на польском, мужчины и женщины молятся в разных частях мечети, разделенных занавесом.
Семидесятилетняя Лила Смольска, одна из прихожанок мечети, говорит: «В душе я молюсь на польском, а молитвы читаю на арабском – языке, которому научили нас деды».
После намаза женщина угощает прихожан халвой, приготовленной по рецепту ее бабушки.
Татары живут в Польше как минимум с 14 века. Местные правители пригласили их служить в своей армии из-за их репутации бесстрашных воинов, «родившихся в седле».
В 1679 году польский король Ян Собески, не имея денег, чтобы платить татарским войскам, жаловал им земли, в том числе, в районе Кружинян.
Старейшая могила на кладбище этой деревни датируется 1699 годом, на надгробии сохранились надписи на арабском языке.
Татарский язык относится к тюркской группе, однако из-за ассимиляции татар постепенно основным языком мусульманской общины стал польский.
«Татары женились на полячках, но их дети были мусульманами, которые придерживались татарских обычаев», рассказывает кладбищенский сторож Джемил Гембицки.