Хиджаб снова стал актуальной темой в турецкой политике

Турчанка, у которой в свое время из-за хиджаба отобрали гражданство и лишили права участвовать в политике пять лет, на прошлой неделе заявила, что «все партии страны, наконец, должны коллективно приступить к решению проблемы хиджаба».

Мерве Кавакджи Ислам была избрана в парламент в 1999 году, но ей не позволили принять присягу из-за того, что она носит хиджаб. «Партия достоинства» (Fazilet Partisi), к которой принадлежала Кавакджи, была закрыта за нарушение принципов светского устройства государства.

Сейчас 43-летняя писательница и преподаватель университета Джорджа Вашингтона сожалеет по поводу того, что хиджаб все еще является препятствием для депутатства женщины в турецком парламенте.

Правящая партия Турции АКР выдвинула только одну женщину в хиджабе из 78 своих кандидаток на участие в выборах 12 июня.

Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) во время последнего заседания его партии в Стамбуле вновь заявил, что проблема нуждается в решении.

«Иншаалла, двери парламента откроются для женщин в хиджабах», - сказал он.

Дискриминация

Многие аналитики, например, Сара Фишер (Sarah Fischer) из Американского университета, которая много лет занимается проблемой хиджаба в Турции, утверждают, что тема хиджаба не обсуждается столь же активно, как перед предыдущими выборами.

«В 2007 году этот вопрос был одним из главных в предвыборной кампании АКР, потому что в случае победы Абдулла Гюль (Abdullah Gul) стал бы президентом и тогда бы его супруга могла носить хиджаб», - сказала она.

При этом турчанки, которые носят хиджаб, как и раньше подвергаются дискриминации, если пытаются жить нормальной жизнью людей среднего класса.

«Из-за хиджаба им труднее получить образование, найти работу, зачастую – участвовать в общественной жизни», - говорит Фишер.

Ученый из Бостонского университета Дженни Вайт (Jenny White) говорит, что теперь женщины в хиджабах стали появляться в местах, которые раньше были закрыты для таких, как они.

«В прошлом городская светская элита считала платок атрибутом низшего класса и крестьян». Она утверждает, что вопреки распространенному мнению количество турчанок, которые носят хиджаб, за последние десять лет снизилось до 60%.

Другое мнение

Доцент университета штата Виржиния Неслихан Джевик (Neslihan Cevik) имеет свое мнение.

Первоначально запрет хиджаба был направлен на то, чтобы освободить «жертв традиции», но с ростом религиозного сознания, хиджаб стал политическим символом и запрет «спасает нацию от фундаменталистов».

«Но в сегодняшней Турции, где эти невинные жертвы традиций и фундаменталисты?»

Она утверждает, что мусульманки, которые носят платок по последней моде, занимаются в тренажерных залах в специальной, одобренной исламом, одежде, и создают ассоциации мусульманок в борьбе за равенство полов, уже не могут считаться жертвами традиций или фундаменталистками, которые собираются подорвать устои светского государства.

Джевик считает, что накануне предстоящих выборов даже главная оппозиционная партия светская СНР стала более терпимой к хиджабу.

«Если СНР сможет доказать свою искренность, это будет большим вкладом в решение проблемы хиджаба в Турции, - сказала она, - впрочем, для решения также необходимо устранить запрет».



1 комментариев


  1. инна
    (28.05.2011 11:53) #
    0

    Вот к чему привело следование западной идее "Отделение религии от жизни", и "Отделение религии от государства". И этот вопрос о хиджабе поднимается в стране, которая была в составе исламского государства, которое правило законами Аллаха и только. И не было тогда подобное угнетение мусульманки, сейчас же там запрещают то, что приказал Аллах. Демократия и законы Аллаха несовместимы. “Те, кто не правит тем, что ниспослал Аллах, те неверные”. /5:44/