18 декабря во всем мире отмечается Международный День арабского языка. Один из самых распространенных языков в мире имеет особое значение для мусульман, ведь на нем был ниспослан Священный Коран, переданы хадисы и написаны многочисленные исламские научные труды.
Именно поэтому в минувшее воскресенье общественная культурно-просветительская организация «Возрождение» провела семинар на тему «Пути получения религиозных знаний». Мероприятие состоялось в конференц-зале Исламского комплекса г.Саратова.
В начале семинара руководитель «Возрождения» Рустам-хазрат Абдульманов напомнил, что без знания арабского языка невозможно понять глубокий смысл Священного Корана и изречений пророка Мухаммада (мир ему). «Арабский – ключ к шариатским знаниям», — отметил Рустам-хазрат, после чего представил спикеров мероприятия, которые связали свою жизнь с изучением языка Священной Книги мусульман и их религии.
Первым выступил аспирант философского факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Али Муратов. Он пишет кандидатскую работу, которая непосредственно связана с арабским языком. Проведя небольшой исторический экскурс распространения Ислама среди неарабов, Муратов отметил становление таких наук как тафсир (толкование Корана) и арабская филология. Далее он рассказал про великого ученого, автора двадцатитомного толкового словаря арабского языка «Лисан аль-араб» Ибн Манзура и его труд.
После этого филолог арабского языка, магистр филологии, руководитель коранического центра «Зейд бин Сабит» при ДУМ Саратовской области Ильяс-хазрат Ильясов обозначил проблематику изучения арабского языка в российском обществе. «Существует ложное мнение, что арабский язык нужно изучать непосредственно среди арабов в арабских странах, так как по-другому это невозможно. К счастью, это не так. Желающий изучать его всегда сможет обучаться и дома, особенно с развитием технологий, — подчеркнул Ильясов.
Магистр филологии отметил, что Всевышний выбрал этот язык для Своей последней Книги всему человечеству. «Было бы несправедливо с Его стороны выбрать трудный и тяжелый язык, усложнять человечеству понимание того, что Он хочет». — сказал Ильяс-хазрат и добавил, что проблема кроется в поиске методик легкого и эффективного изучения.
В своем выступлении он также рассказал про историю становления российского востоковедения, появления первых переводов смыслов Корана на русский язык и т.д. Кроме этого, Ильясов отметил, что изучение арабского языка, основанное на системе грамматики, а не понимания языка, стало одной из причин «усложнения» этого процесса. «Усложняя сам процесс, мы отдаляемся от Корана. А без арабского языка нет любви к Корану», — сказал он.
Во второй части семинара выступили преподаватель медресе «Шейх Саид» Махди-хазрат Алтынбаев и имам-мухтасиб Ровенского района Рустам-хазрат Мухитов. Оба спикера посвятили себя изучению религиозных знаний, однако их пути отличались друг от друга.
Махди-хазрат, благодаря своему деду, с самого детства начал постигать исламские науки. Сначала в мечети он изучал арабский алфавит, потом поехал в мусульманский лагерь, а после школы поступил в медресе. Отучившись там несколько лет, он решил получить классическое религиозное образование в Египте, а потом в Исламском университете г.Медины (Саудовская Аравия). По возвращению домой Алтынбаев поступил в светский вуз, который закончил с отличием.
Рустам-хазрат Мухитов, напротив, решил углубленно изучить свою религию уже в зрелом возрасте. Отслужив в армии, создав семью, в 28 лет он поступает в саратовское медресе «Шейх Саид» на очное отделение. Здесь четыре года он получает исламское образование, после чего начинает работать имамом в Ровенском районе. Наряду с этим, Мухитов поступает на заочное отделение в Московский исламский университет, получает степень бакалавра теологии и снова садится за студенческую скамью. Теперь он постигает науки на педагогическом факультете саратовского классического университета.
Выступавшие спикеры в один голос заявили, что никогда не поздно получать знания, даже имея семью, работая и находясь дома. Давая различные советы собравшимся, Рустам-хазрат Мухитов подчеркнул, что самое сложное не поступить или учиться в медресе, а оставаться на определенном уровне после его окончания и двигаться дальше.
После этого собравшиеся задавали интересующие вопросы. Отвечая на них, спикеры рассказали про плюсы различных методик изучения арабского (традиционная, коммуникативно-ориентированная и ассоциативная), призвали каждого изучающего стараться максимально погрузить себя в соответствующую языковую атмосферу, выделять по несколько часов в день этому процессу и использовать современные цифровые технологии.