В Государственной думе готовы на 20 лет отбирать права у любителей выпить за рулем. Дополнительную уголовную ответственность депутаты хотят ввести прежде всего для тех, кто допустил ДТП, в котором погибли люди. Она вводится не вместо основного наказания с реальным уголовным сроком, а в дополнение к нему. Автором изменений в законодательство выступил депутат Госдумы Алексей Журавлев.
Поправки предлагается внести в статью 264 Уголовного кодекса “Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств” (по вопросу усиления ответственности за нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека).
Так, в случае причинения пострадавшему тяжких телесных предлагается лишать виновника аварии (который находился в состоянии алкогольного опьянения) прав управления транспортными средствами на срок от двух до пяти лет. В случае причинения смерти человеку - от пяти до десяти лет, а случае причинения смерти двух и более лиц - от десяти до двадцати лет.
Автор законопроекта Алексей Журавлев говорит, что на этот шаг его подтолкнули громкие ДТП, в том числе с участием региональных депутатов, в результате которых погибли люди.
- По-хорошему надо пожизненно лишать прав за то, что пьяный водитель насмерть сбил пешеходов или допустил другое ДТП со смертельным исходом и по его вине погибли люди, но к сожалению нет такой международной практики. И мы исходим из того, что предлагаем ввести максимально большой срок за это злодеяние, - заверил Журавлев.
По мнению инициатора законопроекта, статья 264 Уголовного кодекса РФ в зависимости от последствий, уже предусматривает достаточно широкий диапазон наказаний – от трех лет принудительных работ до девяти лет лишения свободы с обязательным дополнительным наказанием – лишением права управления транспортным средством на срок до трех лет.
Однако Журавлев уверен, что практика уголовных дел, возбуждаемых в отношении виновников "пьяных" аварий, изобилует смягчающими обстоятельствами: в ход идут различные аргументы. Это и отсутствие прямого умысла, и судимости у виновника ДТП, и положительная характеристика подсудимого и многое другое.
В результате виновнику аварии, в которой погиб или получил тяжкие телесные повреждения человек, суд может вынести достаточно мягкий приговор – вплоть до нескольких лет отбывания наказания в колонии-поселении или даже в виде условного срока. В этом случае дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком до трех лет, воспринимается преступником не более чем небольшое недоразумение, а ни как воспитательная мера.
В пояснительной записке законопроекта говорится, что возможность смягчения наказания, в сочетании с высокой степенью коррупции, позволяет безответственно вести себя за рулем автомобиля не только несознательным гражданам, но и представителям органов власти.
У этой инициативы нашлись как сторонники, так и противники.