Вопрос отнесения сирийских черкесов к соотечественникам за рубежом требует всесторонней проработки с участием специалистов МИД и ФМС России, считают в Министерстве регионального развития РФ. Об этом говорится в ответе на одно из обращений черкесской общественной организации Адыгеи движения "Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент" с просьбой о репатриации черкесов из Сирии, сообщает "Кавказский узел".
С декабря 2011 года представители черкесского народа, проживающие в Сирии, неоднократно направляли обращения к властям и общественности России с призывом о помощи. Черкесы разных стран мира объявили о проведении 24 ноября 2012 года митингов в рамках Всемирной акции солидарности с черкесами Сирии, а представители российских черкесских организаций 15 декабря приняли обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой начать реализацию мер, предусмотренных планом по эвакуации соотечественников из Сирии.
Подобное письмо в адрес Госдумы РФ было направлено и общественным движением "Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент". Из парламента оно было переадресовано департаменту межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ, директор которого Александр Журавский дал подробный ответ. В нем содержится информация о том, что представители черкесской диаспоры в Сирии не являются соотечественниками для россиян и не вправе рассчитывать на содействие в возвращении на свою историческую родину.
Ссылаясь на федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", Журавский указывает, что применимость к сирийским черкесам понятия "соотечественники за рубежом", установленного этим законом, требует обоснования.
"Сирийские черкесы являются потомками выходцев из среды адыгских народов Северного и Западного Кавказа, которые не приняли российское подданство и сделали добровольный выбор покинуть регион после завершения военных действий в ходе Кавказской войны (1817 - 1864 гг). Таким образом, предки современных сирийских черкесов проживали на территориях, которых до момента их переселения в 1864 году в Османскую империю не входили состав Российского государства, и согласно пункту 3 статьи 1 федерального закона не могут рассматриваться в качестве выходцев (эмигрантов) из Российского государства", - говорится в письме из Минрегиона, который в своем блоге на "Фейсбуке" опубликовала корреспондент "Русской службы "Голоса Америки" Фатима Тлисова.
При этом Александр Журавский указывает, что содействием развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом, занимается Министерство иностранных дел России, а координатором реализации госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих рубежом, является Федеральная миграционная служба России, поэтому вопрос отнесения сирийских черкесов к соотечественникам за рубежом предлагает проработать с участием МИД и ФМС России.