Интервью VOANews (Голос Америки) с Мохамедом Эль Филяли, директором по внешним связям Исламского Центра в районе Пассаик, Нью-Джерси.
Фатима Тлисова: Что представляет собой мусульманская община в вашем городе?
Мохамед Эль Филяли: На пятничную молитву в нашу мечеть приходят от 1200 до 1500 человек. Доминирующая часть из них арабы из различных стран, но большинство составляют палестинские арабы. Есть много людей из индийского региона: Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки. Есть люди из Афганистана, Кавказа, из Турции, из Китая, Филиппин, Бразилии, стран Латинской Америки, Африки, Малайзии, Индонезии – люди со всего мира. Мы провели опрос среди прихожан мечети и подсчитали, что здесь говорят на 26 языках.
Фатима Тлисова: Как в вашем центре соблюдают исламские традиции, к примеру, отмечаются ли праздники всей общиной?
Мохамед Эль Филяли: В дополнение к пятидневной молитве? Мы как община мало чем отличаемся от любой другой общины в Америке или другой мечети. В некоторых местах мечети слишком малы, поэтому люди туда приходят только на пятничную молитву. У нас помещение позволяет проводить еще и ежедневную пятидневную молитву. Очень много приходят на Рамадан, когда верующие проводят в молитве всю ночь. Также здесь происходит Гид (или Курбан-байрам – молитва и празднование в связи с окончанием месяца Рамадан). В этом году к нам на праздник Гид пришли больше 5 тысяч человек. Праздник получился на славу, было много еды, подарков, игр и закончилось все грандиозным фейерверком.
Нужно учитывать и психологический фактор: многие люди здесь не имеют таких больших семей, к которым они привыкли у себя дома, и потребность в большей семье они восполняют общением в мечети.
Фатима Тлисова: По традиции Курбан-байрам подразумевает совершение жертвоприношения и раздачу халяльной еды бедным. Трудно представить себе, чтобы люди привозили и резали животных прямо перед мечетью или где-то на улице, или в собственном саду – так принято в исламских странах. Как мусульмане здесь, в Америке, решают проблему жертвоприношения?
Мохамед Эль Филяли: Проблемы с халяльной едой у нас нет, в Патерсоне имеется самая большая сеть магазинов халяльной еды в Нью-Джерси. И здесь находится самая первая в США халяльная бойня. То есть эта проблема решена давным-давно. Это правда, что многие в своих странах забивали жертвенное животное в собственном саду. Здесь, если кто-то хочет совершить жертвоприношение, он должен сделать это на бойне. В нашем районе есть мусульманские бойни, где они могут совершить обязательную жертву Курбан-байрам.
День Курбан-байрама мы начинаем с утренней молитвы, мы угощаем всех пришедших сладостями и кофе, детям мы дарим игрушки, чтобы у них осталось в памяти ощущение праздника и понимание важности события. Мы также разрешаем людям приносить в мечеть жертвенное мясо, чтобы мы могли по традиции раздать его нуждающимся.
Фатима Тлисова: Я видела на мониторе у входа в ваш офис рекламу уроков Корана. Какие образовательные программы предоставляет Центр?
Мохамед Эль Филяли: Мы предоставляем мусульманам не только место для молитвы. В Исламском Центре мы преподаем уроки арабского и английского отдельно для мужчин, женщин и детей. Для мальчиков и девочек проводятся занятия по тэквондо. Есть воскресная школа, где люди обучаются Корану. Есть специальные программы для молодежи, которые участвуют в помощи нуждающимся, а таких в условиях упадка экономики немало.
Фатима Тлисова: К какой категории общества относятся люди, которые приходят к вам учиться, и какому именно исламу вы учите?
Мохамед Эль Филяли: Мы не ориентированы на какую-то специфическую культурную или этническую группу. К нам приходят люди, которые считают себя мусульманами, для кого религия занимает важное место в жизни, те, кто хочет углубить свои знания ислама.
Чему мы учим? Мы учим исламу, который призывает к модернизму и в то же время придерживается традиций. Исламу, который не создает конфликта идентификации между тем, чтобы быть американцем и быть мусульманином. Это ислам, который помогает решать глобальные проблемы, а не создает их. Это ислам, который накладывает равную ответственность на мужчин и женщин в воспитании следующего поколения в лучших традициях. Ислам, который учит людей вовлеченности в общество, толерантности и уважению к соседям. Таков ислам, которому мы обучаем в нашем Центре. И он никак не отличается от ислама, которому учил пророк Мухамед. Мы должны быть в этом обществе лучшими послами нашей веры. И если мы выполняем свою миссию, то люди должны изменить отношение к исламу и изменить атмосферу, в которой живем. Атмосфера, к сожалению, полна агрессии и неравенства. Мы учим людей гордиться своей верой и отстаивать свои права.
Фатима Тлисова: Часто люди воспринимают мусульман с опасением, рассматривая ислам как влиятельную и часто агрессивную, глобальную политическую силу. Проблема радикализма актуальна и для Америки. В этом ключе вы представляете для окружающих если не символ чего-то опасного, то, по крайней мере, нужающегося в особом внимании. Как вы решаете проблему радикализации в вашей общине?
Мохамед Эль Филяли: Печально, что происходит смешение ислама с насильственной религией, но это временный процесс. Насилие осуществляется всегда конкретными людьми и с каждым случаем нужно разбираться отдельно. Нам легко рассуждать о насилии, сидя в комфортабельных офисах, но насилие можно остановить, только устранив причины.
Мы постоянно сталкиваемся с предубеждениями и штампами, когда каждый из нас может быть назван исламским террористом. Объяснение этому – глобальная война с терроризмом. Концентрация на преступлениях, совершаемых маргинализированным меньшинством, только помешает ясному видению общей картины. Американские мусульмане никуда не уедут из этой страны, и с этим нужно работать. Нужно отметить, что США в этом отношении выглядят намного привлекательнее в сравнении со многими странами Европы. В этой стране на разных уровнях есть понимание того, что мусульмане являются частью общества, и они будут оказывать влияние на имидж этой страны, на общество, политику, экономику и культуру. И в лучших интересах мусульман быть полезными своей стране.