Минюстовский тупик. Стремление контролировать любую религиозную деятельность в России заставляет чиновников действовать вне всяких законов и Конституции РФ Правовой нигилизм начинается с добрых намерений. В столь тонкой и ранимой сфере, как религиозная, это становится особенно заметным, когда чиновники стараются, как они считают, исполнить волю большинства. В демократическом обществе именно защита прав меньшинства, а не большинства, является показателем свободного и стабильного развития, укоренения демократических ценностей. Однако правила, по которым живет религиозный мир, радикально отличаются от норм, которые применимы к иным сферам. Если в экономике большинству рабочих можно выплатить зарплату, а остальные могут подождать, то в религии нельзя разрешить все одной Церкви, а остальным строго приказать молиться только там, где скажут, или не молиться вовсе. Однако именно так проводит свою религиозную политику минюст РФ.
Министр юстиции РФ Александр Коновалов, весьма неравнодушный к РПЦ МП, и его заместитель Алексей Величко стремятся установить особый протекционистский режим по отношению к "традиционным" религиям. Весьма возможно, они делают это из лучших побуждений и при поддержке некоторых представителей высшего руководства страны. Даже можно предположить, что случайностей не бывает и в руководство минюста РФ специально назначены убежденные православные люди, верующие, хорошо знающие историю Церкви и то, как государство должно поддерживать Московскую патриархию. Еще будучи полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов сделал уникальный для светского чиновника доклад "Роль традиционных конфессий в построении современного гражданского общества в России" (прочитан на конференции "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России" в Нижнем Новгороде 29 июня 2007 года). В рамках своей программы по поддержке РПЦ МП Коновалов отмечает опасность развития независимой общественной активности, как на Западе, и необходимость тесного "соработничества" Церкви и государства. При этом власть якобы обязана заботиться о том, чтобы в Церкви не происходили "кризисные явления", чтобы она систематически вовлекалась с помощью власти в социальную работу и стала "соработником" государства. Для этого государство должно само охранять Церковь от обмирщения и следить за "адекватным применением церковного Устава, подготовкой кадров как для богословско-пастырского, так и для социального служения".
Замминистра Алексей Величко органично дополняет своего руководителя, поскольку является автором книг о симфонии властей в Византии и России. Естественно, что идеал симфонии церковной и светской властей "византийская партия" стала строить почти сразу, как только ее представители возглавили минюст РФ.
В октябре 2008 года минюст РФ в первый раз испугал верующих, когда опубликовал список из 50 религиозных объединений, кандидатов на ликвидацию. Среди них были мусульманские, иудаистские, буддийские, протестантские объединения, альтернативные православные. Многие из обозначенных минюстом РФ объединений исправно подавали отчеты, а поэтому неуклюжий шаг министерства был воспринят всеми как некий сигнал. В марте 2009 года был сформирован новый Совет по государственной религиоведческой экспертизе, в который вошли радикальные борцы с "сектами" во главе с "сектоведом" Александром Дворкиным. Совет Дворкина вызвал возмущение верующих и ученых, вылившееся во Всероссийскую бессрочную акцию "Инквизиторам-нет!". Руководство минюста РФ отрицает предвзятость своего решения: Александр Коновалов осудил тех, кто выступил против Совета Дворкина, замминистра Алексей Величко отверг обвинения в создании инквизиции в интервью "Российской газете", а "сектовед" Дворкин на канале "Вести" вынужден был оправдываться, почему его и его учеников называют инквизиторами.
Тем не менее, минюст РФ сделал попытку исправить положение, когда деятельность Совета Дворкина оказалась парализованной, а расширение полномочий религиоведческой экспертизы в действительности привело бы к злоупотреблениям своим положением со стороны радикальных борцов с "сектами". В сентябре 2009 года был создан частично дублирующий функции псевдоэкспертов из Совета Дворкина Совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. Председателем этого Совета стал директор Института востоковедения РАН, известный ученый Виталий Наумкин, а его заместителем был избран профессор кафедры нацбезопасности Российской академии госслужбы Александр Залужный. В Совет вошел целый ряд уважаемых и авторитетных ученых и религиозных деятелей. Таким образом, минюст РФ косвенно признал, что псевдоэксперты Дворкина не годятся для серьезных и ответственных дел. Очевидно, что в силу своего авторитетного состава Совет по экстремистской литературе также способен стать настоящим центром справедливой и непредвзятой религиоведческой экспертизы. Этот Совет может выносить экспертные заключения по статьям и брошюрам самих радикальных борцов с "сектами" (то есть Дворкина и его учеников), которые сеют межрелигиозную рознь, оскорбляют религиозные объединения.
Впрочем, после создания двух противоречивых по составу структур в рамках минюста РФ руководство министерства предложило внести поправки в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных организациях" в части регулирования миссионерской деятельности, которые испугали и возмутили религиозную и правовую общественность в еще большей степени, чем Совет Дворкина. Суть претензий религиозных деятелей к проекту заключается в том, что новые поправки противоречат, во-первых, международным нормам, касающимся религиозной свободы, во-вторых, положениям Конституции РФ и закона о свободе совести (о праве каждого на исповедание веры, в том числе и ее проповедь), а в-третьих, проект минюста РФ, помимо отсутствия точных формулировок и штрафов за проповедь в публичных местах, более значительных, чем за нарушение общественного порядка, просто унижает верующих и религиозные объединения. Один из лучших анализов законопроекта был сделан профессором РАГС Михаилом Шаховым (Религиозные группы и миссионерство: поправки Минюста РФ к Закону о свободе совести. Возможно ли устранить нежелательные последствия религиозной свободы, не ограничивая саму эту свободу?). Со стороны религиозных объединений самый обстоятельный ответ Минюсту РФ представил Союз баптистов во главе с Юрием Сипко. Как отметил профессор Шахов, возможно, традиционные конфессии надеются на избирательное применение законодательства правоприменителем, которому недостатки проекта предоставляют максимальную "свободу усмотрения", кого карать, а кого миловать.
Известно, что Московская патриархия в принципе поддерживает идею регулирования миссионерской деятельности, хотя ее представители хотели бы подкорректировать поправки в некоторых деталях, которые могут затронуть и РПЦ МП. Это штраф, который можно наложить на руководителя религиозного объединения вообще за всякую публичную проповедь отдельного верующего этого объединения без документов. Кроме того, это штраф за "невоспрепятствование несовершеннолетнему участвовать в собраниях религиозного объединения", то есть "неучтенных" детей из церквей надо либо выгонять, либо надеяться на то, что никто не донесет.
Профильный Комитет Госдумы РФ по религиозным организациям и общественным объединениям также поддерживает поправки минюста РФ. Глава Комитета, председатель Межпарламентской Ассамблеи православных народов и депутат от партии "Единая Россия" Сергей Попов отмечал, что такой проект почему-то необходим. Обсуждение законопроекта минюста РФ, прошедшее в конце октября в Госдуме РФ в узком кругу, показало, что если надо, то дума хоть завтра примет поправки о регулировании миссионерской деятельности.
Таким образом, руководство минюста РФ сделало все для того, чтобы заявить себя жестким сторонником византийской "симфонии властей" через косвенное и прямое ограничение религиозных меньшинств и контроль за религиозной деятельностью в целом. В рамках нынешней ситуации фактически уже не имеют значения вопросы о том, по своей ли воле минюст РФ разрабатывал эти поправки о миссионерстве или это было давнее поручение правительства, которое надо было исполнить, отражается ли в этих поправках позиция Коновалова или какого-либо высшего лица, стоящего за ним, почему проекты готовятся вне тесной связи с юристами РПЦ МП, если они призваны защитить именно православие и т.д.
Минюст РФ уже попал в тупиковую ситуацию в своей религиозной политике, так как его руководители:
а) демонстрируют явные двойные стандарты (и их византийские идеи явно поддерживают) по сравнению с заявлениями президента Дмитрия Медведева о свободе, необходимости изживания правового нигилизма и развития гражданского общества;
б) методы, которыми пользуется минюст РФ и структуры, им созданные, реально не работают, а тем более не укрепляют "традиционные" религии;
в) недоверие, а часто и возмущение действиями минюста РФ в религиозной сфере уже существует среди религиозных объединений и научного сообщества и, независимо от дальнейших действий главы министерства, недоверие это останется. В случае принятия поправок о миссионерской деятельности они получат имя Коновалова, который вместо мечтателя о византийской симфонии превратится в создателя "православной дубины" для религиозных меньшинств.