30 сентября в Исламском комплексе г.Саратова состоялся круглый стол на тему «Российское медресе: проблемы и перспективы». Его организаторами выступили Духовное управление мусульман региона и медресе «Шейх Саид».
В форуме, приуроченном к 10-летнему юбилею саратовского исламского образовательного учреждения, приняли участие религиозные и научные деятели из Москвы, Татарстана, Башкортостана, Пензенской и Саратовской областей. Также его посетили выпускники и студенты медресе, которые занимаются просветительской и общественной деятельностью.
В своем приветственном слове сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов отметил, что сегодня с развитием технологий открывается широкий доступ к информации о религии. Также среди мусульман немало тех, кто получил исламское образование как в РФ, так и за рубежом. «При этом среди нас не так много людей, которые смогли переформатировать полученную информацию в настоящие знания и применить их в жизни», — подчеркнул муфтий, заострив внимание участников круглого стола на этой проблеме.
Руководитель Департамента образования, науки и культуры ДУМ РФ Роберт Шарифуллин заявил, что медресе, как важнейший ресурс для пополнения кадрового состава религиозных организаций, также играет ключевую роль в воспитании уммы.
Однако сегодня необходимо выстроить полноценную систему исламского образования – от начального уровня мактаба, через медресе до университета и академии. По словам столичного гостя, при этом должны применяться единые стандарты на всех уровнях образования.
«Без сильного медресе невозможно говорить о высшем исламском образовании», — особо отметил директор «Шейх Саида» Расим-хазрат Кузяхметов и обозначил ряд вопросов, с которыми сегодня сталкиваются многие средне-профессиональные религиозные заведения. По словам Расима-хазрата, многие проблемы решаемые, поэтому преподаватели не опускают руки и продолжают трудиться на благо религии и нашей страны.
«Знания можно сравнить с зернами, а сердца — с землей. Иногда мы не видим плодов, потому что не подготовлена земля», — сказал имам-мухтасиб Вольского района Саратовской области Абдулхаким-хазрат Яфаров. По его словам, медресе должно больше уделять внимание вопросам воспитания студентов.
С этим согласился первый заместитель муфтия Татарстана Рустам-хазрат Валиуллин. Он сообщил, что практически во многих медресе адаб (нравственность, этикет) преподается не на должном уровне. «Этикет – это локомотив призыва. Отсутствие адаба у выпускников медресе сказывается на дальнейшем их пути», — сказал гость из Казани и отметил, что эту дисциплину студенты должны изучать на всем протяжении учебы.
Стоит отметить, тема образования и воспитания была одной из ключевых в обсуждении участников круглого стола. Рассказывая про деятельность исламского колледжа имени Марьям Султановой (г.Уфа), заместитель директора образовательного учреждения Ильгам-хазрат Шарипов заявил, что, к сожалению, статус медресе порой недооценивают. При этом в колледже делают особый акцент на преподавании арабского языка и Священного Корана, преподаватели стараются воспитывать студентов таким образом, чтобы они применяли в своей жизни полученные знания.
Участники круглого стола отмечали, что интерес к исламским знаниям растет большими темпами, а количество поступающих в медресе и религиозные вузы не увеличивается. Хотя еще 15-20 лет назад желающих учиться было хоть отбавляй. Собравшиеся попытались назвать причины «моды» на исламское образование в середине 90-х годов XX века и начале 2000-х. Тогда, по их мнению, люди испытывали острый дефицит в знаниях о своей религии, поэтому в российские медресе приезжали студенты разных возрастов даже из далеких регионов. В большинстве случаев учебные заведения удовлетворяли потребности шакирдов в получении базовых знаний (основы Ислама и чтение Корана), которые сейчас можно получить в воскресных школах при мечетях. Кроме этого изменились и требования к медресе – сегодня на выходе они готовят священнослужителей — имам-хатыбов и преподавателей исламских дисциплин.
Собравшиеся также не исключают, что на значительное уменьшение количества абитуриентов сказалось и недоверие части населения к легальным существующим религиозным организациям.
В ходе форума преподаватели саратовского медресе Нидаль Эль-ХиХ, Махди Алтынбаев и Рашид Тугушев рассказали про методики преподавания. «Я не ставлю перед студентами задачу выучить материал, а стараюсь добиться его понимания для практического руководства в жизни», — отметил Эль-Хих. Он также подчеркнул важность непосредственного общения шакирдов с учителем, при этом назвав дистанционное обучение в исламском образовании вспомогательным методом.
Кроме этого, преподаватели медресе обнажили проблему отсутствия единых стандартов и нехватки учебников по различным дисциплинам. Они добавили, что при составлении пособий необходимо учитывать различные факторы (в том числе поликонфессиональное общество), а также современные достижения в педагогике и социальных науках.
Заместитель директора «Шейх Саид» Али-хазрат Хабибуллин обозначил важность включения в образовательную программу историю мусульманских народов РФ.
Почетный гость форума, доцент Поволжского института управления, историк Владимир Семёнов напомнил, что проблемы в системе образования существуют не только в исламских заведениях, но и в светских вузах. Кроме этого он поддержал идею преподавания истории мусульманских народов Поволжья, предложив выпустить по этой дисциплине отдельную книгу.
В ходе форума выпускники медресе также рассказали, как пригодились полученные знания в их повседневной деятельности.
В завершении работы круглого стола руководитель аппарата ДУМ Саратовской области Ильяс-хаджи Богатырев отметил, что медресе должно ставить перед собой задачу не только готовить исламские кадры, но и приучать студентов к исследовательской деятельности. «Без этого невозможно говорить о развитии отечественного богословия», — резюмировал Богатырев.
Подводя итоги форума, его участники также обозначили необходимость повышения квалификации педагогов и введения моды на ученость – мотивировать религиозных деятелей заниматься наукой, публиковать свои исследования в журналах и издавать книги.