Храм строят - щепки летят?

Абсурд, как известно, пределов не ведает

Исконно русская черта - прыгать из крайности в крайность. Взять хотя бы щекотливый вопрос культовых сооружений. Во времена революции, как известно, храмы Екатеринбурга сносили в массовом порядке - а их настоятелей ссылали и расстреливали. Спустя почти сто лет маятник качнулся в другую сторону. Этакий большевизм по-православному. Знаете ли вы, к примеру, что Екатеринбургская епархия в этом году планирует начать на площади Труда - аккурат напротив здания бывшего обкома - строительство ещё одного «старого-нового» храма, церкви Святой Великомученицы Екатерины? Попутно, кстати, будет выкорчеван «мешающий» строительству сквер, а до кучи - сметён с лица земли знаменитый «Малахитовый цветок» - один из самых любимых городских фонтанов. Злобная клевета врагов православия? Хотелось бы верить. Но судя по сумме фактов, всё обстоит именно так, как изложено в материалах информационных агентств и порталов. К тому же пресс-служба городской администрации подтвердила: вопрос о предполагаемом месте возведения храма Святой Великомученицы Екатерины будет обсуждаться сегодня на расширенном заседании градостроительного совета в администрации Екатеринбурга. Сама же епархия по этой теме комментариев не даёт: молчат телефоны её пресс-службы.

Формально всё логично: до революции именно там, где сейчас площадь Труда, стояла каменная церковь Святой Великомученницы Екатерины, снесённая в 30-е годы прошлого века. Лет 15 назад историческая справедливость была частично восстановлена: на месте большого храма появилась маленькая, но уютная часовня. И всем сестрам вроде роздали по серьгам: верующие в часовне свечки ставят, а атеисты (число которых в России, вопреки официальной церковной статистике, вовсе не уменьшается, составляя большинство населения) рядом, в парке, детишек, как говорится, гуляют. Ага. Рано радовались, господа.

Абсурд, как известно, пределов не ведает. ОПК в школах ввели, вопреки протестам педагогов и родителей? Ввели. Музеи из бывших монастырских комплексов погнали? Погнали. А чем фонтан со сквером ценнее для матери-истории? Да ничем. Логично предположить следующий шаг: ради восстановления уничтоженных при Советской власти храмов снести подчистую какой-нибудь маловажный жилой квартал. Это, конечно, шутка: не строили жильё на месте взорванных церквей. А вот общественные учреждения - возводили, и весьма шустро: достаточно вспомнить институт «Уралгипротранс» (бывшая Александро-Невская церковь), Горный колледж (бывшая Афанасьевская церковь), завод «Уралкабель» (бывшая Всехсвятская церковь), Октябрьский районный суд (бывшая Никольская полковая церковь). Да и здание, в котором расположена редакция «Вечёрки», тоже, по этой логике, можно смахнуть с лица земли: ведь до 1917 года здесь тоже православный храм высился. Кто следующий?

Никто не спорит: храмы надо возрождать, а если нет возможности сделать это на прежних местах - строить новые. Кто, кстати, обещал достроить Большой Златоуст к саммиту ШОС? Не епархия ли? И где? Может, вложить средства инвесторов в завершение именно этого проекта, а не трясти с областных руководителей обещания финансовой помощи: армянский храм на ул. Белинского, между прочим, исключительно на свои кровные возвела армянская диаспора. А католическая община - костёл на ул. Гоголя. Но вот на достройку православных храмов денег почему-то хронически не хватает, хотя приверженцев этой конфессии, по идее, в Екатеринбурге в разы больше, чем армян или католиков. То ли жмотятся, то ли сколь ни жертвуют - всё растворяется неведомым образом в недрах епархии.

В итоге так и стоят недостроенные церкви в Екатеринбурге. А вот в глубинке, в небольших городах, их и вовсе нет. Иначе тамошним православным не приходилось бы ездить помолиться и послушать проповедь священника за десятки километров в областной центр. Вот туда бы и направить денежные потоки, строителей и выпускников семинарий. Но что такое сельский приход? Это по большей части неимущие провинциальные пенсионеры, которые не могут делать щедрые пожертвования. А что такое храм в городе-миллионнике? Совсем другая бухгалтерия. Совсем другая. Тут и паства «пожирнее», и требы подороже, а самое главное - в городе-миллионнике находится областное правительство. А в его ведении - многомиллиардный бюджет, на средства которого - пополам с инвестициями ряда промышленных компаний - построен Храм на Крови, самый большой и самый помпезный храм уральской столицы.

Но подождите, бюджет формируется из налогов всех жителей области безотносительно к их вероисповеданию. Получается, мусульмане, иудеи, католики (об атеистах деликатно умолчим) тоже должны вкладываться в «торжество православия на Урале»? Причём в то время, когда из-за кризисных явлений в экономике региона бюджет вынужден урезать ряд социальных и инвестиционных программ. Помните историю с «отрицательным трансфертом»? При всей дикости идеи прежнее областное руководство попыталось её осуществить отнюдь не от хорошей жизни. А теперь подумаем: на нормальные дороги у нас денег нет, на повышение зарплаты учителям и работникам культуры - копейки, на строительство школ и детских садов наскребаем по сусекам, а на новый храм деньги в бюджете вдруг взяли да нашлись? Это уже, что называется, за гранью добра и зла. Иисус из Назарета такой подход к проблеме явно бы не одобрил. Как и любовь к мрамору и каслинскому литью в новых храмах, а также пристрастие к лимузинам епархиального руководства.

Не будем пока делать поспешных выводов. Подождём, что решит градостроительный совет Екатеринбурга. Культурная общественность уже поспешила высказать бурное неприятие проекта. Будем надеяться, что к их мнению в мэрии прислушаются. А епархия, кажется, так и не понимает, что своим неумеренным усердием только дискредитирует православие в глазах мирян.

На фото: Екатеринбург



комментариев