Интересные вопросы. Должен ли человек удовлетвориться ответом Маяковского по типу «октябрята говорят»? Что делать, если «авторитетное» мнение октябрят для людей ровным счётом ничего не значит? Кто и как определяет, что – «хорошо» и что – «плохо»?
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо, и что такое плохо?»
Маяковский
Вспоминается из Достоевского: «Если Бога нет, то всё можно». А действительно, чего нельзя, если Бога нет?
Без Бога нивелируется понятие греха, любая норма морали в данной ситуации – это всего-навсего чьё-то мнение.
Давайте порассуждаем в системе координат «без Бога».
Убивать, насиловать и грабить можно? «Нет!» По-че-му? «Милиция поймает и накажет!» А если не поймает, значит, можно?
Или, к примеру, воровство и мздоимство – дела, как известно, прибыльные. А раз прибыльные – почему бы и нет? «Украдёшь ты, украдут и у тебя, зло непременно возвращается»?
Да в топку все эти суеверия, на «честно наворованное» можно будет охрану себе нанять и сигнализацию установить новейшую.
«А как же совесть?» – возмутитесь вы. Но что такое совесть? Божья искра в сердце человека, огонёк, указывающий путь к добру? Чушь. «Без Бога» – это всего лишь «унаследованное от предков малодушие».
Нравственный кодекс без апелляции к Богу является, по сути, утверждением: «Это благородно, потому что я так сказал». Не более.
Как определить границы дозволенного в мире, где нет авторитетов, где мнение, пусть и большинства, это «всего лишь мнение» таких же людей, как и ты. Нет ни чёрного, ни белого, ни добра, ни зла, ни греха, ни благодеяния – нет ориентиров. Выгода и убыток – вот два полюса, на которые настраивается компас человеческого сердца в условиях осиротевшей вселенной.
Хочешь согрешить? Назови грех благодеянием, и джаст ду ит! Все дороги открыты, твори, что пожелаешь. Какой ужас и беспредел ждёт нас в конце этого пути, думаю, объяснять не стоит.
Самый красивый закон и самая прекрасная заповедь без «Божественной печати» не ценнее бумаги, запачканной чернилами.
Тяга и стремление к Богу приходят с осознанием того, что отсутствие Бога – это не отсутствие неминуемого наказания за преступление, но, в первую очередь, отсутствие самого преступления.