Церковь увлеклась обновленческим формализмом
Голоса, раздающиеся из недр РПЦ, – словно эхо Кремля. Как и полагается этому акустическому явлению, церковный отзвук идей светской власти вроде бы и передает их общий смысл, но в искаженном и лишенном силы звучании.
В последние дни церковные деятели, близкие к Патриарху Кириллу и разделяющие его реформаторский настрой, да и сам глава Церкви подхватили тему модернизации, ставшую одним из лейтмотивов Послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Оказывается, теперь РПЦ намерена избавиться от имиджа «Церкви бабушек». Буквально так определил ближайшие планы Московского Патриархата его глава на совещании ректоров духовных учебных заведений. Патриарх Кирилл призвал епископов и священство наладить диалог «с людьми современными, малоцерковными, критически относящимися к Церкви». В том же выступлении глава РПЦ нанес удар по ее консервативному крылу: «Скверно образованные, некультурные люди слишком часто становятся людьми антикультурными, обскурантами, защищающими и оправдывающими свой низкий образовательный и культурный уровень зилотством и показным благочестием. Затем этот образ воспроизводится и тиражируется – и вот вам новый «идеал», который еще совсем недавно так страстно формировался на Чукотке», – заявил Патриарх, имея в виду, естественно, низложенного епископа Чукотского Диомида и его единомышленников из различных епархий. Их представления о православии глава РПЦ назвал, цитируя слова апостола Павла, «бабьими баснями».
Что подразумевает эта церковная модернизация? Развитие либерального богословия, перевод православного богослужения на русский язык, организационные реформы в Церкви? Да нет, конечно! Патриарх указал, что Церкви надо не самоизолироваться, а все более активно воздействовать на общественную, политическую и экономическую жизнь страны.
Патриарх выступает перед молодежью на стадионах. Байкеры теперь не просто безнаказанно пугают по ночам спящих горожан, но и потрясают при этом хоругвями, открещиваясь от сотрудников ГИБДД. Миссионерские отделы некоторых епархий создают «группы быстрого реагирования». Монахи организовывают православные рок-клубы. Церковь увлеклась авангардной формой, но в сердцевине своей сохраняет в незыблемом виде залежалые традиции. Можно определить всю эту показную новизну перефразированными словами Библии: «Голос Иакова, но рука-то Исава!»
Представители РПЦ стараются убедить общественность, что именно Церковь в истории России всегда была и в настоящее время может стать не тормозом, а локомотивом для модернизации страны. «Слова президента о необходимости модернизации экономики и общественной жизни в России очень вдохновляют. Действительно, нам в стране многое нужно менять. В первую очередь нужно переходить от экономики сырья к экономике мозгов» – так прокомментировал Послание Медведева глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. В те же дни некоторыми представителями православной общественности было высказано мнение, что такими «мозговыми трестами» на Руси всегда были монастыри.
Важнейшая задача для Церкви на ближайшие месяцы – подготовка к началу эксперимента по преподаванию религии в школах в апреле 2010 года. Между тем еще не готов новый учебник по основам православия, редсовет по подготовке которого возглавляет протодиакон Андрей Кураев. Кураев пока что обнародовал план пособия для четвертых классов, но сказал, что и этот план еще будет подвергаться изменениям. Сомнительно, что тираж учебника появится к апрелю. Учителям, подготовленным наспех, придется обратиться к старым учебникам, неоднократно подвергаемым критике за те самые «бабьи басни», с которыми решил бороться Патриарх. Экспериментальная четвертая четверть учебного года покажет, готова ли Церковь быть современной в свойственной ей сфере, прежде чем указывать, каким путем идти, допустим, экономике или науке.