Вчера, 12 декабря, проживающие за рубежом египтяне начали голосовать в рамках референдума по новой конституции страны. В самом Египте голосование пройдет 15 и 22 декабря.
Новый основной закон страны вызвал глубокий раскол в египетских политических кругах. Противники конституции утверждают, что в ней недостаточно учтены чаяния всей страны, а сторонники, напротив, считают ее шагом по направлению к формированию институтов государства и власти.
Преамбула конституции, оригинал которой разместила газета Egypt Independent, начинается со слов: «Мы, народ Египта, во имя милосердного Бога и с его помощью, объявляем [данный документ] нашей конституцией, документом революции 25 января».
«…Отвергнув на площади Тахрир и по всей стране все формы несправедливости, угнетения, тирании, деспотизма, исключения, хищений и монополии…»
«Заявляя наши полные права на хлеб, свободу, социальную справедливость и человеческое достоинство, за которые заплатили кровью наши шахиды, болью - наши раненые, своими мечтами - наши дети, своей борьбой - наши мужчины и женщины…»
Далее в преамбуле перечисляются исторические заслуги египетского государства, а также его традиции «монотеизма и знания законов Создателя, принятия Божьих пророков и посланий».
«…И в продолжение нашей праведной революции, которая объединила всех египтян на пути строительства современного демократического государства, мы объявляем о своей приверженности следующим принципам…»
В статье 1 конституции говорится, что «народ является источником всей власти». В статье 2 утверждается «демократическая система управления, поддержка политического плюрализма, обеспечение справедливых выборов».
В статье 3 отдельно подчеркивается положение женщин: «Позор той стране, в которой женщинам не оказывается почестей, женщины – сестры мужчин и партнеры во всех благах и обязанностях государства».
В статье 5 утверждается «равенство и равные возможности для всех граждан, мужчин и женщин, без дискриминации, «кумовства» или привилегированного отношения».
В статье 11 говорится, что воплощением «мягкой силы» Египта является ее интеллигенция и культурные лидеры, исследовательские центры, литература и СМИ, национальная церковь и Аль-Азхар как оплот национальной идентичности, арабского языка и исламского Шариата».
Далее в главе I, статье 2, утверждается, что Ислам является «религией государства», а арабский язык – государственным. - «Принципы исламского Шариата являются ключевым источником законодательства».