С начала текущей недели в Москве сотни паломников из разных регионов нашей страны оказались заложниками нестандартной ситуации. По приезде в столицу, отправляющиеся к святыням Ислама узнали, что в их паспортах до сих пор не поставлена саудовская виза. Хотя документы для Хаджа мусульмане сдали заблаговременно.
По причине отсутствия нужной марки в загранпаспорте, сотни людей, в том числе пенсионеры, столкнулись с проблемой незапланированного пребывания в Москве. Часть из них была вынуждена ночевать в аэропорту, некоторые поселились в хостелах. При этом конкретные даты вылета от хадж-операторов (в основном это компании «Урал Сервис» и «Тюльпан Тревел») паломникам не были озвучены.
Вчера выяснилось, что причиной, по которым паломники до сих пор не могут отправиться в Хадж – технический сбой в работе посольства Саудовской Аравии. В комментарии Ансар.Ru руководитель компании «Тюльпан Тревел» Марат-хаджи Якупов подтвердил, что с вечера понедельника действительно возникла проблема с визами паломников и некоторые рейсы были перенесены на неопределенный срок. «Сам лично приехал из Казани в Москву для решения сложившейся ситуации. Причина - технические неполадки в системе. Саудовские электронные визы не могли быть напечатаны и вклеены в паспорта», - пояснил Якупов.
По его словам для оперативного решения проблемы подключилась и российская Хадж-миссия, были проведены экстренные совещания в посольстве. «В итоге вчера вечером паспорта паломников были готовы. Мы поехали в аэропорт, и две наши группы вылетели поздно ночью. Сегодня утром они уже были в ОАЭ», - рассказал он.
Среди незапланированно задержавшихся в Москве паломников 240 человек ехали в Хадж через «Тюльпан Тревел». В основном это верующие из уральского региона – Пермь, Екатеринбург, Челябинск. «Все наши паломники сегодня улетели из России», - сообщил Марат-хаджи Якупов.
По его словам, часть клиентов «Урал Сервиса» смогла вчера вылететь из столичного аэропорта.
Причиной массовой задержки российских паломников в аппарате уполномоченного по делам хаджа также назвали технический сбой в работе саудовского посольства. Там предположили, что проблема будет решена, как только техника выйдет на нужный уровень работы.
Стоит отметить, пока паломники находились в заложниках ситуации, к ним на помощь пришли московские единоверцы. Кто-то привозил воду в аэропорт, кто-то помогал деньгами. На протяжении пяти дней горячим питанием паломников снабжали в общине «Седьмое поколение». «Наши прихожане оперативно отреагировали на ситуацию, собрали средства и каждый день готовили еду на 40 человек», - рассказали в столичной общине.
До сих пор остается неясным, как быстро решится судьба оставшейся части «застрявших» в Москве паломников. Сегодня в аэропорту ждут своего вылета около 100 человек. Смогут ли они вообще поехать в Хадж, ведь уже скоро – 28 августа – Саудовская Аравия закроет границу для пилигримов.
Связаться с представителями компании «Урал Сервис» не удалось. Однако источник Ансар.Ru, знакомый с ситуацией, заявил, что вероятность отправки остальных паломников этой турфирмой невелика. Он добавил, что помимо пилигримов в Москве, в ряде регионов часть мусульман, решивших ехать через «Урал Сервис» в Мекку и Медину, также «сидят на чемоданах» и ждут даты вылета.
«Более того, некоторым заранее оплатившим поездку к святыням Ислама еще в десятых числах августа сообщили, что они попросту не поедут из-за отсутствия квот», - сказал источник Ансар.Ru.
Как решится дальнейшая судьба не уехавших, но оплативших еще за год путевки, тоже неизвестно. Их стоимость варьируется от 100 до 150 тысяч рублей. Вернут им суммы целиком (по информации Ансар.Ru на эти деньги тур-операторы бронируют гостиницы и приобретают билеты по недорогим тарифам) или большую часть – открытый вопрос.
Кто возместит моральный ущерб тем, кто долгое время мечтал воочию увидеть Каабу и совершить намаз в мечети Пророка (мир ему), копил и откладывал с пенсии и зарплаты, но по независящим от него причинам так и не совершил Хадж? Обратятся ли обманутые паломники в Роспотребнадзор и прокуратуру?
Ансар.Ru продолжит следить за ситуацией.