Изменить привычное движение самолетов в воздушном пространстве — один за другим — на полеты группой, например, клином, предложила международная группа ученых. Построение, например, V-образное, как у гусей, позволит сэкономить топливо и уменьшить выбросы в атмосферу, считают эксперты.
Эта работа исследователей, как сообщает газета «Обсервер», основывается на трудах почти 100-летней давности немецкого ученого Карла Визелсбергера. В 1914 году он опубликовал статью, в которой путем вычислений доказывал, что гуси затрачивают меньше энергии на взмах крыла, если летят клином, и поэтому могут пролететь дольше, чем в одиночку.
Немецкий исследователь показал, что, взмахивая крылом, гуси создают воздушный поток, поднимающийся вокруг кончиков крыльев и известный у специалистов как «скос потока вверх». Эта подъемная сила помогает птицам в кильватерной струе лететь дольше.
Подобная идея позднее была поддержана французскими учеными, изучавшими состояние больших белых пеликанов, которых учили летать вслед за небольшими самолетами. Специалисты из Национального научно-исследовательского центра с помощью специальных инструментов выяснили, что частота сердцебиения птиц снижается, когда они летят вместе. По их мнению, птицы летят стаей, чтобы экономить энергию.
По данным экспертов, летящие клином такие большие птицы, как гуси или пеликаны, могут экономить до 70% энергии по сравнению с одиночным полетом. Таким образом, многие из великих миграционных путешествий на многие тысячи миль стали бы невозможными без энергосберегающего эффекта полета группой.
Теперь эти теории и исследования взяли на вооружение авиаинженеры, которые и предлагают, чтобы самолеты летали группами и испытывали бы такой же эффект экономии энергии.
По словам профессора Стэнфордского университета Илана Кру, через два десятилетия авиаиндустрия может стать крупнейшим иммитентом газов, и ее руководители отчаянно ищут пути сокращения расхода топлива. «Полеты группами предоставляют вариант решения этой задачи», — утверждает Кру.
Однако критики этой теории указывают на ряд ее недостатков — снижение безопасности полетов в совместных тесных построениях, значительное усложнение составления графиков полетов и их координация. Кру же считает и эти проблемы решаемыми при более тщательной проработке схемы ученых.
Ранее специалисты Университета Гринвича по заказу Управления гражданской авиации Великобритании проанализировали обстоятельства гибели 105 людей и опросили почти 2 тыс. человек, выживших в авиакатастрофах. Исследование показало, что в наибольшей безопасности находятся пассажиры, сидящие в кресле у прохода, не более чем в пяти рядах от аварийного выхода.