Американский исследователь обнаружил первые образцы идеальной квазикристаллической модели… в исламской архитектуре. Он описал, как исламские архитекторы 12 века создавали эти геометрические рисунки, пользуясь лишь примитивными орудиями, тогда как современные ученые только в 70-е годы прошлого века начали предлагать математические объяснения этих поразительных рисунков, которые можно увидеть в природе.
Квазикристаллы – тела, характеризующиеся симметрией, отличающейся от трансляционной симметрии, которую имеют истинные кристаллы. В двухмерном плане это означает, что сдвиг рисунка на определенный вектор не дает точной его копии, хотя это возможно при вращении.
Впервые квазикристаллы были математически описаны британским ученым Роджером Пенроузом (Roger Penrose) на примере знаменитых «мозаик Пенроуза». Приблизительно через десять лет ученые израильского технического университета продемонстрировали, что квазикристаллическую структуру воспроизводит расположение атомов металлического сплава.
Многие ученые, художники и дизайнеры отмечали схожесть квазикристаллических моделей с элементами исламского декоративного искусства – этих завораживающих повторяющихся рисунков, которые обычно украшают исламские культовые сооружения, пишет сайт physicsworld.com.
В 2007 американские физики нашли в Иране пример геометрического узора 15 века, который является «почти идеальным» образцом «мозаики Пенроуза». Они заключили, что исламские мастера создали этот рисунок при помощи набора плиток разных форм, каждая из которых была украшена линиями, которые, соединившись, образовали окончательные узоры.
Однако до сих пор ученые не могли объяснить, как древним удалось воспроизвести в своих узорах структуры дальнего порядка, то есть повторяющиеся на неограниченно большом расстоянии.
Теперь, возможно, объяснение найдено. В своей последней работе исследователь архитектуры из Техасского технологического университета Рима Аджлуни (Rima Ajlouni) выделила три примера совершенных квазипериодических моделей в исламской архитектуре: это традиционный для сельджукской архитектуры круговой узор (например, на святилище имама Дарб-и и Пятничной мечети в Исфахане), образец второго узора представлен в оформлении внутренних стен двора медресе аль-Аттари, построенной в 1323 году в Фесе, Марокко, третий вариант узора изображен на башне гробницы Гунбад-и Кабуд в Мераге, Иран.
Исследователь подчеркивает, что, скорее всего, исламские архитекторы строили свои уникальные по сложности и размерам апериодические орнаменты, исходя из одного центрального «зерна», пропорционального по размерам целому рисунку, при помощи одного только компаса и линейки.
Правильные геометрические модели, постоянно воспроизводимые в исламском прикладном искусстве и архитектуре, отражают глубокий философский и космологический подход исламской веры. Глядя на повторяющиеся геометрические орнаменты, верующие, могли размышлять о единстве, происходящем из многообразия форм.
Аджлуни уверена, что ее работа может вызвать «революцию» в дизайне, поскольку все эти древние исламские квазипериодические модели сегодня можно воссоздать при помощи простых компьютерных программ. Кроме того, ее работа может дать ученым более глубокое понимание структуры квазикристаллов в масштабе атома.