Зачем мусульмане разводятся?

"И из Его знамений, что сотворил Он для вас Жен из среды Вашей, дабы находили вы успокоение с нимии. А также то, что заложил Он в вас любовь и милосердие друг-другу. Поистине, во всем этом – знамения для размышляющих" (Сура "Румы", аят 21).

Всевышний заповедовал су­пругам любовь и милосердие друг к другу: опираясь на боже­ственные законы, они должны являть ничем непоколебимый семейный союз, основанный на взаимном уважении и теплых от­ношениях. Этот союз должен гарантировать крепость семей­ных уз и воспитание благород­ного потомства. Кроме этого, муж и жена - единое целое. Бла­городный Коран дает велико­лепное и тонкое описание естес­твенной связи между мужчиной и женщиной:

"Ваши жены для вас – оде­яние, а вы – одеяние для них..."

(Сура "аль-Бакара, аят 187)

Подобно тому, как одежда плотно прилегает к телу, укры­вая и защищая от побочных воз­действий внешней среды, так и сердца и души супругов должны быть крепко связаны между со­бой, чтобы защищать друг-дру­га от негативных внешних явле­ний, которые могут ущемлять их честь и достоинство.

Однако не каждый союз вы­держивает испытания временем и жизненными обстоятельства­ми. Более того, в настоящее время в мусульманском обще­стве, не говоря уже о других лю­дях, распространяется некий "вирус" разводов. Он буквально проникает, чуть ли не в каждую мусульманскую семью, и иног­да, лишь крепкая вера во Все­вышнего является блокирую­щим иммунитетом против этой эпидемии и, как это странно бы не было, многие последователь­ницы ислама боятся выходить замуж из-за опасения разводов.

Процедура развода действи­тельно предусмотрена в исламе. Более того, этой проблеме по­священы многотомные труды по законодательству, причем гла­вы, посвященные разводу, при­мерно в два раза больше по объ­ему глав, посвященных браку. Несомненно, это обусловлено важностью его значения в жиз­ни человека. Обоснован развод и в сунне, например, Зайд ибн Харис развелся с Зайнаб бинт Джахим из-за того, что послед­няя, будучи знатного рода, вся­чески попрекала вольноотпу­щенника Зайда его рабским про­шлым. Тем не менее, Всевыш­ний приказал всячески воздер­живаться от разводов. "Самое ненавистное пред Господом из дозволенного есть развод", - го­ворил пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Общеизвестно, что в обществах, соблюдающих заветы Всевышнего, развод всегда был очень редкостным явлением. Например, среди сподвижников пророка разводов было крайне мало. Не являлись исключением и наши предки. Например, в ме­трических книгах мусульманских общин Казанской, Симбирской, Уфимской губернии разводы упоминаются чрезвычайно ред­ко.

Ислам, как упоминалось ра­нее, всячески предостерегает людей от развода.

Например, мусульманину не рекомендуется разводиться с женой только потому, что она ему разонравилась.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Верующим не дозволено отно­ситься недоброжелательно к верующим женщинам. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго"

(Приводится в сборнике у Муслима).


Посланник Аллаха подчерки­вал также, что "Лучший из му­сульман тот, кто лучший для своих жен", "Наилучшим обра­зом проявляющие свою веру, те, у кого мягкий нрав, а из этих лучше те, кто добры к своим же­нам".

В другом изречении Мухам­мед, да благословит его Аллах и приветствует, поведал о том, что от слова развод содрогает­ся трон Всевышнего.

Более того, фактом остают­ся статистические данные, в ко­торых установлено, что среди житейских трагедий, приводя­щим к инфарктам, развод стоит на втором месте после смерти супруга. И наоборот, наиболь­шую продолжительность жизни имеют те, кто вступил в брак, прожил в нем всю свою жизнь. Неслучайно и то, что большое число долгожителей (более 100 лет) это те, кто всю жизнь жил вместе со своими женами. Наря­ду с этим, швейцарские медики установили, что разведенные мужчины намного больше под­вержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины. Анализ документов страховых фирм позволяет вра­чам утверждать: у разведенных представителей сильного пола чаще наблюдаются нарушение психики, даже попытки самоу­бийства.

Эти неоспоримые факты вновь и вновь доказывают не­желательность разводов, так как трудно избежать негативных последствий этого процес­са, который оставляет в сердцах людей порой не заживающие раны. Поэтому развод в исламе самая крайняя мера. Пророк же наставлял мусульман избегать использования крайних мер, кро­ме тех случаев, когда супруги совершают явную мерзость. Подводя итог, следует сказать, что ислам предлагает супружес­ким парам, испытывающим трудности и напряжение в бра­ке, наиболее практические сове­ты для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном де­лать все возможное, чтобы со­хранить священные узы.

Однако ислам - это практиче­ская религия, и она признает, что существует обстоятельства, когда сохранение брака невоз­можно. Конечно же, как упоми­налась ранее, семейное един­ство, которое стало ослабевать вследствие жизненных проблем личного или иного характера, должно быть восстановлено. Но­ ­если же исчерпаны все возмож­ности сохранения семейных уз и нет надежды на примирение, брак, может быть расторгнут, при соблюдении установлений Корана.

К сожалению, сегодня боль­шое количество разводов лише­ны всяких оснований. Этот про­цесс стал явлением достаточно распространенным даже в среде мусульман. Разводящиеся при­водят в свое оправдание самые различные доводы, хотя порой они ничем не оправданы. Конеч­но, у мусульман разводов мень­ше, чем у других, но для каждо­го верующего, который внемлет назиданиям Всевышнего, даже само слово развод, не говоря уже о самой процедуре, должно вызывать сильную насторожен­ность и внимание. Но, увы, мы наблюдаем иную картину: раз­воды стали катастрофой обще­ства: даже у. мусульман уровень разводов чуть-чуть ниже, чем в том обществе, где процветает разврат и нечестие, а общечело­веческие, моральные ценности канули в лету.

Почему же разводятся мусульмане?



Во-первых, многие подходят к браку с изначально неверных позиций, не будучи готовыми к выполнению взятых на себя с заключением никаха обяза­тельств. Многие мусульмане не осознают, что никах - это преж­де всего обязательства двух сторон. Более того, это ответственность перед Всевышним, перед друг-другом, перед буду­щими детьми, обществом.

Совершая развод, мусульма­не делают то, что ненавистно Всевышнему. Раз оно так, то мо­жет ли легкомысленно относить­ся к этому процессу тот, целью которого является соискание до­вольства Аллаха? Ведь совер­шая любое действие, уверовав­ший должен отдавать себе от­чет в том, что Всевышний знает об этом. Мусульманин, который с легкостью решается на развод не чувствуя особого угрызения совести, задумывается ли он о том, как вырастут его дети без роли матери или отца в воспита­нии? Как их дети смогут найти в будущем правильные ориентиры в жизни?

Во-вторых, мусульмане со­вершают развод без малейшего представления о нем: не знают его основополагающих критери­ев. Многие не знают тех норм, которые предусмотрены для удержания людей в рамках се­мейных уз.

В-третьих, члены семьи под­вергаются влиянию эгоистичес­ких желаний и неисламских при­вычек. Это происходит тогда, когда каждый из супругов пред­почитает жизнь, исходя из инте­ресов своего "Я".

В-четвертых, некоторые му­сульмане, обладая знаниями, не претворяют их в жизнь.

Имам аль-Газали, извест­ный исламский ученый, ска­зал, что для избавления от вредных привычек недоста­точно только одного желание человека, необходимо и лече­ние, состоящее из двух ас­пектов: первый - знания, а второй - применение этих зна­ний. Но, к сожалению, из-за горького вкуса лекарств лю­ди не хотят их принять. Но тот, кто не хочет перенести горечь лекарств, не сможет наслаждаться сладостью из­лечения.

В-пятых, жены забывают слова Всевышнего, сделав­ших мужей на степень выше их жен. Вследствие, этого взаимная любовь супругов исчезает. Вместо этого при­ходят гнев, разногласия и конфликты.

Как же решить возникшие проблемы?


В первую очередь, мусуль­мане должны вернуться к се­мейным ценностям. Они должны укреплять свои се­мьи, основывая семейную жизнь на исламском учении.

Не надо забывать, что ни­когда не поздно изменить жизнь - даже в тех случаях, когда кажется, что нет реше­ния проблемы, что семья уже окончательно рассталась и улучшить что-либо уже не­возможно.

Каждый мусульманин или мусульманка должны стать теми, кто способен изменить к лучшему состояние своей семьи. Ведь кому, как не им, ситуация в их семье знакома в большей степени. Мусуль­мане должны научиться це­нить семейные ценности для того, чтобы противостоять деструктивному влиянию ок­ружающей среды. Каждую неделю мусульмане должны выделять определенное время своей семье для об­щения, планирования совме­стной жизни, изучения исла­ма. Супругам необходимо больше говорить друг с дру­гом. Ведь нет более эффек­тивного способа прийти к теплым семейным отноше­ниям, кроме как слушать и понимать.

Незыблемым фактом оста­ется то, что большая часть наших неприятностей возни­кает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Хотя ни у одной семьи нельзя считать жизнь безоблачной, мусульмане должны оыть более терпеливыми и снис­ходительными и использо­вать тот духовный потенци­ал, которым наделил их Ал­лах. Лишь, будучи добрыми, спокойными, понимающими, они могут добиться успеха в семейных отношениях. Дом не должен быть лишь мес­том, где люди едят, спят и отдыхают. Ведь где же, как не дома, семья может вмес­те молиться и жить руковод­ствуясь тем, что было нис­послано Милосердным Ал­лахом. Нельзя сказать, что сегодня нет таких семей, в которых торжествует ра­дость и взаимопонимание, они есть, но необходимо, чтобы их было намного больше. Как же мусульмане смогут доносить ислам до других, если сами не очень то сильно отличаются от них?

Благополучная семья та, где недостатки обладают свойством превращаться в достоинство, где конфликтов практически нет, где возника­ющие разногласия ссорами назвать трудно, где скорее договариваются, как сделать лучше, чтобы решить труд­ные вопросы. Ведь пророк, да благословит его Аллах и при-, ветствует, сказал: "Когда Всевышний любит людей, жи­вущих в одном доме, Он вну­шает им доброту друг к дру­гу".



комментариев