"И из Его знамений, что сотворил Он для вас Жен из среды Вашей, дабы находили вы успокоение с нимии. А также то, что заложил Он в вас любовь и милосердие друг-другу. Поистине, во всем этом – знамения для размышляющих" (Сура "Румы", аят 21).
Всевышний заповедовал супругам любовь и милосердие друг к другу: опираясь на божественные законы, они должны являть ничем непоколебимый семейный союз, основанный на взаимном уважении и теплых отношениях. Этот союз должен гарантировать крепость семейных уз и воспитание благородного потомства. Кроме этого, муж и жена - единое целое. Благородный Коран дает великолепное и тонкое описание естественной связи между мужчиной и женщиной:
"Ваши жены для вас – одеяние, а вы – одеяние для них..."
(Сура "аль-Бакара, аят 187)
Подобно тому, как одежда плотно прилегает к телу, укрывая и защищая от побочных воздействий внешней среды, так и сердца и души супругов должны быть крепко связаны между собой, чтобы защищать друг-друга от негативных внешних явлений, которые могут ущемлять их честь и достоинство.
Однако не каждый союз выдерживает испытания временем и жизненными обстоятельствами. Более того, в настоящее время в мусульманском обществе, не говоря уже о других людях, распространяется некий "вирус" разводов. Он буквально проникает, чуть ли не в каждую мусульманскую семью, и иногда, лишь крепкая вера во Всевышнего является блокирующим иммунитетом против этой эпидемии и, как это странно бы не было, многие последовательницы ислама боятся выходить замуж из-за опасения разводов.
Процедура развода действительно предусмотрена в исламе. Более того, этой проблеме посвящены многотомные труды по законодательству, причем главы, посвященные разводу, примерно в два раза больше по объему глав, посвященных браку. Несомненно, это обусловлено важностью его значения в жизни человека. Обоснован развод и в сунне, например, Зайд ибн Харис развелся с Зайнаб бинт Джахим из-за того, что последняя, будучи знатного рода, всячески попрекала вольноотпущенника Зайда его рабским прошлым. Тем не менее, Всевышний приказал всячески воздерживаться от разводов. "Самое ненавистное пред Господом из дозволенного есть развод", - говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Общеизвестно, что в обществах, соблюдающих заветы Всевышнего, развод всегда был очень редкостным явлением. Например, среди сподвижников пророка разводов было крайне мало. Не являлись исключением и наши предки. Например, в метрических книгах мусульманских общин Казанской, Симбирской, Уфимской губернии разводы упоминаются чрезвычайно редко.
Ислам, как упоминалось ранее, всячески предостерегает людей от развода.
Например, мусульманину не рекомендуется разводиться с женой только потому, что она ему разонравилась.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Верующим не дозволено относиться недоброжелательно к верующим женщинам. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго"
(Приводится в сборнике у Муслима).
Посланник Аллаха подчеркивал также, что "Лучший из мусульман тот, кто лучший для своих жен", "Наилучшим образом проявляющие свою веру, те, у кого мягкий нрав, а из этих лучше те, кто добры к своим женам".
В другом изречении Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, поведал о том, что от слова развод содрогается трон Всевышнего.
Более того, фактом остаются статистические данные, в которых установлено, что среди житейских трагедий, приводящим к инфарктам, развод стоит на втором месте после смерти супруга. И наоборот, наибольшую продолжительность жизни имеют те, кто вступил в брак, прожил в нем всю свою жизнь. Неслучайно и то, что большое число долгожителей (более 100 лет) это те, кто всю жизнь жил вместе со своими женами. Наряду с этим, швейцарские медики установили, что разведенные мужчины намного больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины. Анализ документов страховых фирм позволяет врачам утверждать: у разведенных представителей сильного пола чаще наблюдаются нарушение психики, даже попытки самоубийства.
Эти неоспоримые факты вновь и вновь доказывают нежелательность разводов, так как трудно избежать негативных последствий этого процесса, который оставляет в сердцах людей порой не заживающие раны. Поэтому развод в исламе самая крайняя мера. Пророк же наставлял мусульман избегать использования крайних мер, кроме тех случаев, когда супруги совершают явную мерзость. Подводя итог, следует сказать, что ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы.
Однако ислам - это практическая религия, и она признает, что существует обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. Конечно же, как упоминалась ранее, семейное единство, которое стало ослабевать вследствие жизненных проблем личного или иного характера, должно быть восстановлено. Но если же исчерпаны все возможности сохранения семейных уз и нет надежды на примирение, брак, может быть расторгнут, при соблюдении установлений Корана.
К сожалению, сегодня большое количество разводов лишены всяких оснований. Этот процесс стал явлением достаточно распространенным даже в среде мусульман. Разводящиеся приводят в свое оправдание самые различные доводы, хотя порой они ничем не оправданы. Конечно, у мусульман разводов меньше, чем у других, но для каждого верующего, который внемлет назиданиям Всевышнего, даже само слово развод, не говоря уже о самой процедуре, должно вызывать сильную настороженность и внимание. Но, увы, мы наблюдаем иную картину: разводы стали катастрофой общества: даже у. мусульман уровень разводов чуть-чуть ниже, чем в том обществе, где процветает разврат и нечестие, а общечеловеческие, моральные ценности канули в лету.
Во-первых, многие подходят к браку с изначально неверных позиций, не будучи готовыми к выполнению взятых на себя с заключением никаха обязательств. Многие мусульмане не осознают, что никах - это прежде всего обязательства двух сторон. Более того, это ответственность перед Всевышним, перед друг-другом, перед будущими детьми, обществом.
Совершая развод, мусульмане делают то, что ненавистно Всевышнему. Раз оно так, то может ли легкомысленно относиться к этому процессу тот, целью которого является соискание довольства Аллаха? Ведь совершая любое действие, уверовавший должен отдавать себе отчет в том, что Всевышний знает об этом. Мусульманин, который с легкостью решается на развод не чувствуя особого угрызения совести, задумывается ли он о том, как вырастут его дети без роли матери или отца в воспитании? Как их дети смогут найти в будущем правильные ориентиры в жизни?
Во-вторых, мусульмане совершают развод без малейшего представления о нем: не знают его основополагающих критериев. Многие не знают тех норм, которые предусмотрены для удержания людей в рамках семейных уз.
В-третьих, члены семьи подвергаются влиянию эгоистических желаний и неисламских привычек. Это происходит тогда, когда каждый из супругов предпочитает жизнь, исходя из интересов своего "Я".
В-четвертых, некоторые мусульмане, обладая знаниями, не претворяют их в жизнь.
Имам аль-Газали, известный исламский ученый, сказал, что для избавления от вредных привычек недостаточно только одного желание человека, необходимо и лечение, состоящее из двух аспектов: первый - знания, а второй - применение этих знаний. Но, к сожалению, из-за горького вкуса лекарств люди не хотят их принять. Но тот, кто не хочет перенести горечь лекарств, не сможет наслаждаться сладостью излечения.
В-пятых, жены забывают слова Всевышнего, сделавших мужей на степень выше их жен. Вследствие, этого взаимная любовь супругов исчезает. Вместо этого приходят гнев, разногласия и конфликты.
В первую очередь, мусульмане должны вернуться к семейным ценностям. Они должны укреплять свои семьи, основывая семейную жизнь на исламском учении.
Не надо забывать, что никогда не поздно изменить жизнь - даже в тех случаях, когда кажется, что нет решения проблемы, что семья уже окончательно рассталась и улучшить что-либо уже невозможно.
Каждый мусульманин или мусульманка должны стать теми, кто способен изменить к лучшему состояние своей семьи. Ведь кому, как не им, ситуация в их семье знакома в большей степени. Мусульмане должны научиться ценить семейные ценности для того, чтобы противостоять деструктивному влиянию окружающей среды. Каждую неделю мусульмане должны выделять определенное время своей семье для общения, планирования совместной жизни, изучения ислама. Супругам необходимо больше говорить друг с другом. Ведь нет более эффективного способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать.
Незыблемым фактом остается то, что большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Хотя ни у одной семьи нельзя считать жизнь безоблачной, мусульмане должны оыть более терпеливыми и снисходительными и использовать тот духовный потенциал, которым наделил их Аллах. Лишь, будучи добрыми, спокойными, понимающими, они могут добиться успеха в семейных отношениях. Дом не должен быть лишь местом, где люди едят, спят и отдыхают. Ведь где же, как не дома, семья может вместе молиться и жить руководствуясь тем, что было ниспослано Милосердным Аллахом. Нельзя сказать, что сегодня нет таких семей, в которых торжествует радость и взаимопонимание, они есть, но необходимо, чтобы их было намного больше. Как же мусульмане смогут доносить ислам до других, если сами не очень то сильно отличаются от них?
Благополучная семья та, где недостатки обладают свойством превращаться в достоинство, где конфликтов практически нет, где возникающие разногласия ссорами назвать трудно, где скорее договариваются, как сделать лучше, чтобы решить трудные вопросы. Ведь пророк, да благословит его Аллах и при-, ветствует, сказал: "Когда Всевышний любит людей, живущих в одном доме, Он внушает им доброту друг к другу".