Является ли Навруз мусульманским праздником?

В последние годы с особым усердием многие мусульмане Средней Азии, Кавказа, да и России, чествуют «персидский Новый год» – Навруз, уходящий корнями в зороастрийские верования. Так, праздник, противоречащий нормам Ислама, о чем сказано во многих фетвах, стал прочно ассоциироваться с возрождением национальных традиций у тех, кто под таковыми, видимо, понимает укоренившиеся суеверия и доисламские пережитки.

История Навруза, по разным источникам, восходит ко временам Авесты - священной книги зороастризма. По легенде, в этот день произошло много легендарных событий: "Зардушт (Зороастр или Заратуштра - пророк в зороостризме) был избран богом, чтобы принести людям счастье", мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", т.е. зороастризм, и т.д.

Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца. А согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

В Средневековье у разных народов Навруз продолжался тринадцать дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. Чем не русская поговорка «Как новый год встретишь, так его и проведешь?»

Однако общеизвестно, что мусульманский новый год никаких особых торжеств не предусматривает и уж тем более никакими приметами не сопровождается. Счастье и благополучие же сопутствуют тому, кто соблюдает повеления Всевышнего и сторонится запретного, к коему, в том числе, относится и празднование Навруза.

Неисламский характер Навруза становится еще более очевидным, если вспомнить, почему перед ним широко отмечается последняя среда, или т.н. среда радости. Ей предшествуют среды, посвященные природным стихиям: воздуху, воде и земле, в соответствии с тем самым учением Авесты о «шести видах» зарождения жизни. Поскольку, согласно этим верованиям, в последнюю среду зарождается растительность, что весьма важно для культа природы и плодородия, именно она и выбрана в качестве особо почитаемой.

В столь же далеких от Ислама культах мы найдем и объяснения мистическим обрядам, превратившимся сегодня в народную забаву. Так, воде посвящен обряд обрызгивания друг друга членами семьи перед сном в последнюю ночь старого года. А через проточную воду перепрыгивали, дабы «очиститься» от прошлогодних грехов. Это сопровождалось весельем, но никак не искренним раскаянием – непременным условием, сопутствующим обращению ко Всевышнему с просьбой о прощении прегрешений.

А жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Навруз в «Храме огня». Видимо, этим объясняется широко распространенный сегодня обычай разжигать в дни празднования Навруза костры на улицах.

Перепрыгнуть через костер семь раз или через семь костров по одному разу в последнюю среду перед Наврузом стало не просто юношеским подвигом, а чуть ли не обязанностью. Парадоксально, но девушки, которым страшно надеть платок, ибо эта «традиция» несовременна и вдруг да вызовет пересуды, смело прыгают над огнем вместе с ребятами, «возрождая» другую «традицию» и боясь осуждения со стороны «радетелей старины».

Несмотря на традицию посещать на Навруз больных и одиноких, кладбищ в этот праздник сторонятся, ибо, согласно зороастризму, дух погибших - Форохар, взошедший на небо, на праздник Навруз возвращается на землю и на несколько дней остается среди родственников и даже осматривает свое тело. Подобные представления весьма распространены также у индусов и древних римлян и полностью противоречат исламскому вероучению, согласно которому души умерших находятся в могиле до Судного Дня.

Особое место в этих праздничных обрядах занимает приготовление так называемой «ритуальной пищи». Она являет собой символ плодородия природы и человека. Магические семь предметов и продуктов на подносе становятся символическим даром Солнцу.

Таким образом, Солнце, «принимая» сей дар, якобы способно позаботиться о богатом урожае, становясь еще одним властителем мироздания, что явно противоречит самой идее Единобожия.

Очевидная неисламская сущность Навруза отягощена сегодня еще и тем, что на упоминающих о недозволенности подобных действий в Исламе вешается ярлык «религиозного фанатика-исламиста», отбившегося от стаи «истинных патриотов».

В общем, Навруз как праздник, безусловно, существует, тому свидетельство – его история. И конституционным правом отметить его, как и, например, правом отдать должное дубу, почитаемому 21 марта у друидов, обладает каждый гражданин.

Но означает ли это, что он таким образом припадет к истокам и возродит культуру? Не говоря уже об ущербе, наносимом образу Ислама попытками связать языческие обряды с жизнью мусульман.

Ведь сегодня многие готовы с радостью «отмечать» «старый» новый год, еврейский, китайский, персидский и какой угодно другой, не обременяя себя историческими условностями. А именно за таким отношением к культуре скрывается опасность вырождения истинных духовных ценностей.

Мусульманин, торжественно отмечающий наступление весны, а затем совершающий намаз, выглядит в глазах образованного человека, по меньшей мере, нелепо. Неудивительно, что в подобных торжествах, как правило, участвуют те, кто не соблюдает столпов Ислама, а то и вовсе не знает об их существовании.

Однако приверженцы иных конфессий порой смотрят на эти увеселения сквозь призму «национального колорита Востока», придавая пиршествам «мусульманскую» окраску. Даже некоторые деятели от лица Ислама не стесняются нахваливать эту «национальную традицию», приводя в замешательство малограмотных или чрезмерно податливых давлению общественного мнения людей.

Между тем, воодушевленная стремлением «приобщиться к корням» молодежь с радостью отмечает обновление природы, прыгая через семь костров, обрызгивая друг друга водой, вкушая «ритуальную пищу», загадывая желания. Возможно, ей невдомек, что существуют иные радости жизни, сопровождающие поистине мусульманские праздники.

С завидной сплоченностью азербайджанцы, узбеки, таджики и др. вновь идут встречать Навруз, в то время как Рамадан остается для многих из них тяжелой обязанностью, сложной для выполнения «в современных условиях».



48 комментариев


  1. Исмат
    (16.03.2011 20:34) #
    0

    Несмотря на то, что Навруз - очевиднейший языческий праздник, московские таджики упорно его празднуют каждый год - причем образованный класс, студенты ВУЗов, собираются в ресторанах и отплясывают под национальную музыку в смешанном женском+мужском коллективе.(не говоря уже о том, что под столами стоят пузыри с шампанским или виски)

  2. Uzbek
    (17.03.2011 11:11) #
    0

    Это древний мусульманский праздник у нас все отмечают.

  3. Ибодулло
    (17.03.2011 11:15) #
    0

    Конечно это один из самых больших мусульманских наших праздников.

  4. Интересующийся
    (17.03.2011 11:30) #
    0

    Uzbek, это древний ЯЗЫЧЕСКИЙ, а не мусульманский праздник.

  5. Uzbek
    (17.03.2011 12:09) #
    0

    но все мусульмане у нас делают как большой праздник.

  6. Исмат
    (17.03.2011 14:09) #
    0

    брат Uzbek, не будь как все, убедись что это греховный немусульманский праздник, и сообщи об этом своим братьям и друзьям! сделай доброе дело.

  7. Рафаэль ад Дин ибн Наил аль Хорезми
    (17.03.2011 15:32) #
    0

    Ассалам Алейкум!
    Хочу отметить, что автор статьи перегибает, Навруз-байрам неотьемлемая часть культуры и традиции народов Центральной Азии, да он не является Исламским, но эти традиции праздновать и радоваться приходу весны (нового года, нового урожая, новой жизни) у людей не отнять, так как к моменту приходу Ислама в Цетральную азию на ее территории проживало Ирано-персидское населения в бок о бок с тюркскими в основном кочевыми и полуоседлыми племенами, и праздник был очень значимым для всех

  8. Рафаэль ад Дин ибн Наил аль Хорезми
    (17.03.2011 15:39) #
    0

    ИСМАТ - с вами я абсолютно не согласен,если в вашем окружении под ногами валяются шампанское и виски, значит такова ваша сущность и культура, вот в моем окружении одни культурные традиции всех обьединяют в день Навруза..

    Сейчас живя - переехав в Москву, так скучаю по этому весеннему празднику, по великолепному Сумаляку.

    Я рад что есть такие праздники есть, они приносят радость и обьеденяют людей, мир..

  9. Исмат
    (17.03.2011 15:44) #
    0

    Рафаэль, думаю что тут дело в соблюдении Ислама. Кто его соблюдает строго - тот отмечает только мусульманские праздники и только халяльным образом. А тот кто его не соблюдает или соблюдает частично - тот отмечает и Новый год, и Валентинов день, и Навруз и еще много чего такого... Наверное вы Рафаэль согласны с президентом Таджикистана Рахмоном, что Таджикистану нужен таджикский ислам, а не арабский. Не Курбан Байрам так Навруз, не хиджаб так платочек с голой шеей...

  10. Рафаэль ад Дин ибн Наил аль Хорезми
    (17.03.2011 17:24) #
    0

    Исмат - перечисленные вами тезисы - того чем я согласен а чем нет.. это полемика причем многое я слышу только сейчас насчет президента Таджикистана, и многое то что он считает это его право, я не знаю может быть он еретик!?
    Я ортдоксальный мусульманин суннитского мазхаба, и считаю дальнейщую полемику без смыссленной, а вообще этот момент необходмо, насчет Ислама и Навруза должен слово сказать Факих либо Имам,не нам решать,но в авторм не согласен многое вранье,ни кто через огонь не перепрыгивает

  11. Али
    (17.03.2011 18:22) #
    0

    Навруз это праздник весны. Праздник всего живого. Причем десь религия?

  12. Исмат
    (17.03.2011 18:49) #
    0

    Да, Али, причем здесь религия? Вот именно, религия к Наврузу не причем! а мусульманам положено праздновать только те праздники,которые "причем" к нашей мусульманской религии. "Поистине, если вы станете следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!"(Сахих ал-Бухари, 3456).
    Давайте все следовать обычаям зороастрийцев, и где же мы тогда окажемся, как не в джаханнаме.

  13. azerbaigan
    (17.03.2011 20:19) #
    0

    Али ибн Абу Талибу (да будет им доволен Аллах) однажды сделали подарок на случай дня Новруз. Он спросил: «Что это?»
    Ему ответили: «О амир-уль-муминин, это день Новруз».
    Он сказал: «Тогда сделайте каждый день Фейруз (вместо новруз)!» (Приводится в книге аль-Бейхаги ас-Сунан аль-Кубра, 9/532).
    Ученные сказали (да смилостивится над ними Аллах) сказал по этому поводу:«Али даже не хотел использовать название, которое они дали своему празднику. Так что же говорить о совершении того, что они делают

  14. мухаммад зафар
    (18.03.2011 14:55) #
    0

    асалому алейкум ва рахматуллохи ва барокатух ! если не ошибаюсь кроме руза аита и курбан аита нет больше праздников в исламе ! но в узбекистане навруз отмечают нетак уж . а вот новый год не хуже руских . нам только остается помолиться аллаху чтобы он смиловался над ними и поставил на путь праведников !

  15. Оптимист
    (18.03.2011 20:33) #
    0

    Верно, уважаемый Мухаммад - Зафар!Новруз-однозначно немусульманский праздник, как и Сабан-туй у татар.К сожалению, Сабан-туй, как и подобает немусульманским праздникам, превратился в вакханалию, то есть, пьянку, увы!
    Давайте более дружно, красивей, веселее будем праздновать наши великие праздники-Курбан-байрам и Уразу-байрам!Субуханал-Ллахи, как же мы возвышаемся во время их празднования!Трезвые, с благодарностью к Создателю, мы на короткое время становимся похожими именно на ЧЕЛОВЕКОВ!

  16. Мухаммад
    (18.03.2011 21:24) #
    0

    навруз это ширк! так как я много раз видел как люди отмечают этот праздник. мне вас жаль

  17. Ислам
    (19.03.2011 09:38) #
    0

    Жаль что правительства и народы стран Центральной Азии отмечают этот праздник путая его с мусульманскими праздниками. Они даже не удосужатся подумать над тем что навруз это древний персидский языческий праздник, и ничего общего с Исламом не имеет, а противоречит принципу Единобожия Ислама. Этот праздник ввели в календари новых независимых государств ЦА дае не подумав о его сути, просто им хотелось отличится.

  18. Мусульманка
    (19.03.2011 10:35) #
    0

    Мухаммад, который сказал, что навруз - это ширк (язычество)!
    Вы знаете, как написали, как проходит этот "праздник". Неужели люди там делаю то, что может вывести из из Ислама: совершают земные поклоны идолам, или, может, просят у сил природы или у каменных истуканов о даровании каких-то благ?
    Ведь, понятие "ширк" означает "обожествление и поклонение кому-либо или же чему-либо, кроме Создателя или наряду с Ним".

  19. Мусульманка
    (19.03.2011 10:47) #
    0

    Тот же вопрос к тем, кто запрещает Сабантуй. Это нерелигиозный праздник, не имеющий даже намека на какие-либо культы. Это ежегодное праздненство, на которое собираются крестьяне в связи с окончанием посевных работ, чтобы отдохнуть после насыщенного трудового периода. Выпивка, как и другие моменты харама, не являются сутью этого праздненства. Это привнесение в эту народную традицию, уподобление немусульманам, которые используют любое торжество для испития спиртного...

  20. Мусульманка
    (19.03.2011 10:53) #
    0

    Выпивка всегда может сопровождать тех, кто не соблюдает требования Ислама. Такие люди даже религиозные праздники сумеют использовать как повод для пития. Поэтому Сабантуй здесь нисколько не выделяется среди других торжеств.

    У некоторых наших мусульман имеется максималистское отношение к религии, что объяснимо, т.к. максимализм есть признак неопытности, малого знания. Такие максималисты запрещают очень многое, хотя часть из этого не является запретным в Шариате. Тотальные запреты не являются п

  21. Мусульманка
    (19.03.2011 10:58) #
    0

    Тотальные запреты не являются правомерными в Исламе.

    Если какое-то торжество не упомянуто Пророком, мир Ему, то это не означает его запретности. Например, отметить годовщину победы над фашистскими захватчиками не является запрещенным, поэтому мусульмане стран бывшего Советского Союза поздравляют друг друга с этой победой, не переживая, что это как-то нарушит их религию.

    Другой вопрос в отношении празднования выдуманных праздников, подобных Новому году или женскому дню...

  22. Мусульманка
    (19.03.2011 11:03) #
    0

    Возвращаясь к теме статьи, скажем, что Навруз, конечно же, является запрещенным праздником, поскольку истоки его языческие, хотя современные люди и не исповедуют убеждения тех, кто ввел этот праздник (их предки-язычники), и не видят в нем языческих проявления.

  23. Болат
    (19.03.2011 11:12) #
    0

    однозначно ширк

  24. Мусульманка
    (19.03.2011 11:33) #
    0

    Болат, чтобы выдвинуть человеку обвинение в ширке, необходимы веские причины. Поспешность в такфире (обвинении в неверии) может привести самого человека, вынесшего такфир, в состояние неверия (это от Пророка). Страшитесь назвать мусульманина мушриком (язычником) без веской на то причины.
    Если конкретный человек поприсутствует на некоем праздненстве, но не изменит свои убеждения Единобожия, не совершит деяния неверия и не произнесет ничего, что выражало бы неверие, то он остается мусульманином.

  25. Alik
    (21.03.2011 08:12) #
    0

    ПРАЗДНИК ВОЗРОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ

    http://deyerler.org/ru/70168-xutba.html

  26. света
    (21.03.2011 15:23) #
    0

    А почему не праздновать 21 марта Навруз - красивый,
    мирный весенний праздник!?
    Всех добрых людей поздравляю с весенним
    равноденствием!

  27. guzel-guzel
    (21.03.2011 16:23) #
    0

    Света, Мусульманка, Uzbek Давайте каждый день праздновать день Св.Валентина. Amore amore ... Почему бы нет?

  28. Мусульманка
    (21.03.2011 16:31) #
    0

    Гузель, не поняла Вашего сарказма. Я не говорила, что праздновать немусульманский праздний Навруз разрешено в Исламе. Я говорила о том, что нельзя абсолютно всех тех, кто принимает участие в таких праздниках, к числу отступников от Ислама. Читайте внимательно, что пишут другие...

  29. guzel-guzel
    (24.03.2011 15:32) #
    0

    Мусульманка, понимаете ли, по этой логике, можно сказать, раз "тех, кто принимает участие в праздниках вроде Навруза, нельзя назвать отступниками от Ислама", то и все остальное, чего в Исламе нет, не выводит из Ислама. Раз можно праздновать языческие праздники, то почему бы не праздновать и все остальные? Хеллоуин, например? Очень важно ведь приобщаться к другим культурам, в рамках мультикультурного общества. Травку тоже можно покурить, это же часть культуры общества. Ну и т.д.

  30. guzel-guzel
    (24.03.2011 15:34) #
    0

    Главное, ведь, вера в душе. А внешне можно быть хамелеоном.

  31. ahmad
    (24.03.2011 16:00) #
    0

    кто нибудь читал ссылку брата?
    http://deyerler.org/ru/70168-xutba.html часть статьи начинается "день когда прощаются грехи", вот из за этого и неправильно справлять эти праздники, потихоньку это уже дошло до того что в этот день грехи прощаются, потом он станет божественным, потом найдут далили что сахабы праздновали, потом пророк, а потом от нашей религии ничего не останется кроме шелухи, и разного рода праздников...

  32. guzel-guzel
    (26.03.2011 19:55) #
    0

    видимо, наподобие, Прощенного Воскресенья после недели языческой Масленицы, которую приурачивают православные (!!!) христиане к началу Великого Поста. массе народа по барабану, лишь бы не работать, а был повод выпить.
    выпил-согрешил, дождался окончания Масленицы или Навруза и все, старые грехи смыл, вперед и с песней (с бутылкой) к новым!

  33. Rustum
    (27.03.2011 00:31) #
    0

    Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «По единогласному мнению учёных, относительно поздравления других так, как делают это неверные по случаю подобных событий, является харамом, т.е. поздравлять их по случаю их праздника или поста, желать им благословенного праздника, и т.д. Это все равно, что поздравлять кого-то с поклонением кресту. Это пред Аллахом даже хуже и более ненавистно Ему, чем поздравлять кого-то с распитием спиртных напитков, совершением убийства или прелюбодеяния

  34. Rustum
    (27.03.2011 00:34) #
    0

    продолжение-> Это пред Аллахом даже хуже и более ненавистно Ему, чем поздравлять кого-то с распитием спиртных напитков, совершением убийства или прелюбодеяния. Многие из тех, у кого нет уважения к религии, делают это, и они не ощущают отвращения от своих действий. Любой, кто поздравляет человека с совершением греха, нововведения или неверия, вызывает на себя гнев и ненависть Аллаха» (Aхкам Ахль аль-Зимма, том 1, стр. 441-442).

  35. Мусульманка
    (27.03.2011 18:05) #
    0

    Гузель, все дело в том, насколько человеку известно, каковы истоки этого праздника. Если человек не знает, что Навруз связан с языческим прошлом, и он не совершает во время его отмечания ничего, что вывело бы человека из Ислама, то его Вера не нарушается, и мы никак не можем отнести его к числу отступников от Веры.

  36. guzel-guzel
    (27.03.2011 23:11) #
    0

    Если человек считает себя верующим, значит он обязан включать мозги и анализировать. Если конечно, мозг не атрофирован, возможно увидеть невооруженным глазом элементы язычества. Незнание не освобождает от ответственности. А знание - усугубляет. У мусульман два праздника: Курбан байрам и Ураза байрам.

  37. Mahdi
    (01.04.2011 00:12) #
    0

    БисмиллахирРахманирРахим! какие то вы странные все... тот кто живет укладом другой религии и веры тот не из нас... пути в Ад усыпаны соблазнами если идет гной и гангрена то отрезают чуждое... я очень боюсь оказаться чуждым исламу Астагфируллах! кто вы? оправдывающие ислам или вносящие фитну? помните тот кто преступил грань...тот обрекает себя...празднуйте 8е марта новый год...смотрите на мини юбки курите сигареты tint сникерс со свинным жиркокарамелем пейте колу с химикатами и становитесь массой

  38. Мусульманка
    (01.04.2011 11:24) #
    0

    Гузель, незнание в вопросе, который не приходит иначе, чем путем информирования, не выводит человека из Ислама. Не все люди одинаково образованы, чтобы понять, что в обычае пришло от язычества, а что просто от национальной традиции. Если человек сам не смог понять, что в праздновании Навруза есть языческие корни, то не становится от этого неверующим. Слишком многих,т.о.,возможно было бы отнести к числу немусульман, если думать, что всякий,кто отметил Навруз,автоматически выбыл из Ислама...

  39. Мусульманка
    (01.04.2011 11:27) #
    0

    Хоть человек, не знающий об истоках Навруза, и не становиться немусульманином после того, как отметил этот праздник,но он совершил деяние, не одобренное Шариатом, за что и несет ответственность, - лишь за это, но не за куфр, не за вероотступничество

  40. Абу Муслим
    (01.04.2011 12:13) #
    0

    Большинство народа празднующего этот праздник относит себя к ханафитскому толку, в этой связи хотелось бы привести несколько фетв ханафитских ученых относительно навруза.
    Абу Хафс Альханафи сказал: "Тот кто дарит в этот день яйцо многобожнику, возвеличивая этот день, тот совершил неверие в отношении Аллаха и аннулировал все свои благодеяния". Казыхан же говорит что тот, кто покупает или дарит в это день что-то, если делает это возвеличивая этот праздник, то совершает неверие.

  41. Абу Муслим
    (01.04.2011 12:19) #
    0

    Продолжение предыдущего комментария: Кто же делает это по привычке (т.е. дарит подарки) то в этом есть уподобление неверующим, и необходимо беречься этого. Ссылки на арабском языке для желающих удостоверится: : الطبقات السنية للتقي الغزي 1/343 وتاج التراجم لابن قطلوبغا ص94
    عون المعبود 3/342 والعقود الدرية ص33-34

  42. Абу Муслим
    (01.04.2011 12:24) #
    0

    Но естественно эти фетвы касаются тех, кто зная делает данное действие. Это я пишу для того, что бы у некоторых не возникало желание сразу выводить людей из Ислама. Но тот, кто уже узнав слова ученных относительно этого праздника, продолжает настаивать на эти "традиции", тот может попасть под данные фетвы

  43. Мусульманка
    (02.04.2011 09:22) #
    0

    Замечательное пояснение, Абу Муслим! Джазака-ллаhу хайран!
    Я хотела бы только уточнить, в первой фетве речь идет именно о Наврузе? Либо там фигурирует другой праздник немусульман - Пасха? Ведь, известно, что на Пасху христиане обмениваются крашеными вареными яйцами. Я никогда не присутствовала при проведении Навруза, поэтому и не в курсе, дарят ли люди друг другу яйца в этот день

  44. Абу Муслим
    (04.04.2011 13:37) #
    0

    Эта фетва была дана относительно праздника навруз

  45. guzel-guzel
    (04.04.2011 19:36) #
    0

    ok, Мнения тех, кто был нейтрален поняла. Хочу спросить: - А сейчас, узнав, что Навруз языческий праздник - будете ли Вы отмечать его на следующий год? Будете ли поздравлять тех, кто отмечает? Будете ли разъяснять запрет на его празднование?

  46. (05.04.2011 01:56) #
    0

    Гюзель +100. молодец

  47. (05.04.2011 10:58) #
    0

    Идрис??? Зайди на фейс, плиз, не пропадай!

  48. (06.04.2011 15:17) #
    0

    я не пропал Гюзель ))