Времяпровождение мусульман и спорт в Медине во времена Пророка

В Исламе людям не дозволено чрезмерно перенапрягать и истощать свои тела. Даже чрезмерного объема ибадата (поклонения) лучше избегать по этим же причинам. Пророк (мир и благословения ему) сказал: «Поистине, у твоего тела есть на тебя право, и даже у твоих глаз есть права на тебя».

Проведение свободного время за спортивными занятиями, не причиняющими вреда здоровью, очень поощряется в Исламе. В здоровом теле – здоровый разум и здравая мораль. Пророк (мир и благословения ему) говорил, что детей необходимо обучать плаванию, стрельбе из лука и верховой езде. Он также говорил, что физически крепкий и сильный верующий лучше перед Аллахом, чем слабый.

Во времена Пророка (мир и благословения ему) мусульмане проводили свободное время в своих домах, в частных садах, в мечетях, на открытом пространстве в разных частях Медины.

В Исламе лучшее развлечение – семейное, при котором люди общаются, шутят, занимаются спортом или играют. Аиша, одна из жен Пророка (мир и благословения ему), рассказала, что однажды она бегала наперегонки с ним и даже обогнала. В другой раз, когда она уже поправилась и не была такой легкой, они снова бежали наперегонки, и на этот раз Пророк (мир и благословения ему) обогнал ее и сказал: «Это тебе за тот раз, когда ты меня обогнала».

Однажды около Пророка (мир и благословения ему) находился человек по имени Акра ибн Хабис, и Посланник Аллаха при нем играл со своим внуком Хасаном и целовал его. Акра очень удивился и сказал: «У меня 10 детей и я никогда не целовал ни одного из них». Пророк (мир и благословения ему) ответил: «Что я могу поделать, если Аллах лишил твое сердце любви и милосердия?»

В частности по этой причине мусульманину предпочтительно иметь просторный и комфортабельный дом, соответствующий нуждам семьи. Очевидно, что от большого дома больше пользы, чем от маленького. Чрезмерный и ненужный аскетизм в плане жилища, способный ухудшить функционирование домашнего хозяйства, отнюдь не рекомендуется в Исламе.

В этой связи важное место в исламской домовой архитектуре заняли внутренние дворы. В своих дворах жители-мусульмане выполняли домашнюю работу, производили товары на продажу, готовили еду, держали домашних животных, сажали овощи, цветы и деревья, взрослые и дети играли, хозяева общались с гостями и т.д.

Однажды сподвижник Халид ибн Аль-Валид пожаловался Пророку (мир и благословения ему) о том, что его дом слишком мал для его семьи. Пророк (мир и благословения ему) велел ему построить еще несколько комнат на крыше своего дома и попросить Аллаха об увеличении материального достатка.

В своих домах жители Медины праздновали Иды, свадьбы, рождения детей, возвращения путешественников и т.п.

Жена Пророка (мир и благословения ему) Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала о том, как однажды он пришел к ней в день Ида, и это время две девушки находились в доме и пели песни о сражении в доисламской войне между племенами Хазрадж и Аус. Зайдя в дом, он лег и отвернулся. Затем вошел отец Айши Абу Бакр и возмутился: «Музыкальные инструменты Сатаны рядом с Пророком (мир и благословения ему)?». Тогда Посланник Аллаха (мир и благословения ему) повернулся к нему и спокойно попросил оставить их, сославшись на праздник.

Также однажды Айша провожала невесту для одного из ансаров, и Пророк (мир и благословения ему) спросил ее: «Развлекались ли вы как-нибудь? Поистине, ансары любят развлечения!»

Когда Пророк (мир и благословения ему) вернулся из военного похода, к нему подошла темнокожая рабыня и сказала, что дала зарок – если он вернется их похода живым и здоровым, то она споет перед ним и сыграет на тамбурине. Пророк (мир и благословения ему) ответил: «Если так, то давай [сыграй и спой], а при иных обстоятельствах я бы не разрешил тебе». Она пела и играла до тех пор, когда в дом вошли Абу Бакр, Али ибн Абу Талиб, Усман ибн Аффан и Умар ибн Аль-Хаттаб. Как только в дом вошел Умар, она перестала играть и петь.

У некоторых жителей Медины в те времена были дома кошки и даже птицы. Один из сподвижников Абу Хурайра, «отец кошки», очень любил кошек и часто играл с ними. Их любил и Пророк (мир и благословения ему).

В Медине жил мальчик по имени Абу Умайр, бран Анаса ибн Малика, у которого была птица наподобие воробья. Он заботился о ней, но однажды птица умерла, и мальчик очень расстроился. Когда Пророк (мир и благословения ему) встретил его в таком состоянии, он попытался утешить его коротким стишком: «О Абу Умайр, что сделала маленькая птичка?» (Йа Аба Умайр, ма фа’аля аль-нугайр?)

Однажды в день Ида Пророк (мир и благословения ему) стоял в дверях своего дома вместе со своей женой Айшой и смотрел на эфиопов, игравших копьями прямо в мечети. Когда Умар попытался их остановить, Посланник Аллаха сказал: «Оставь их, сыны Арфида находятся под (моей) защитой!»

Даже когда Пророк (мир и благословения ему) впервые прибыл из Мекки в Медину, эфиопы поприветствовали его своей игрой копьями. Кроме того, после вечерней молитвы Магриб, сподвижники упражнялись в стрельбе из лука внутри мечеть или в ее дворе до самой темноты. Около мечети Пророка была довольно просторная площадка, напоминавшая спортивную, и ее использовали для различных целей. Иногда ее использовали как «парковку» для верблюдов, а однажды – как место казни евреев-прелюбодеев, которые были забиты камнями в соответствии с требованиями иудейской религии.

Многие женщины проводили время за прялками, и очень часто они пряли даже в мечети Пророка, пока при халифе Умаре ибн Аль-Хаттабе им этого не запретили.

Пророк (мир и благословения ему) и его сподвижники проводили гонки на лошадях или верблюдах. Он говорил, что объездка коней, общение с женой и стрельба из лука являются лучшими видами развлечения и даже осуждал, если человек учился стрелять из лука, а затем забрасывал это занятие.

Перевела с английского Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев