Всевышний Аллах создал каждого человека с разными способностями и возможностями. В то время как один человек может обладать высоким интеллектом и необыкновенной памятью, другие могут обладать такими же уникальными способностями в другой области. Если человек обладает слабой памятью, это естественно. Тем не менее, есть различные методы, которыми можно воспользоваться для улучшения памяти.
Воздержание от грехов
Великий ученый, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии, рахимахуллах, однажды пожаловался своему учителю:
شكوت إلى وكيع سوء حفظي فأرشدني إلى ترك المعاصى
وأخبرني بأن العلم نور ونور الله لا يهدى لعاصتي
«На память плохую я пожаловался Ваки,
И он посоветовал мне оставить грехи.
Сказал он: «Ведь знания – это нур (свет) от Аллаха,
А свет не может быть уделом грешника!» (1)
Другой ученик имама Ваки ибн Джарраха, ученый, который упоминается по всех шести сборниках хадисов, также заинтересовался его (имама Ваки) замечательной памятью:
قَالَ عَلِيُّ بنُ خَشْرَم: مَا رَأَيْتُ بِيَدِ وَكِيْعٍ كِتَاباً قَطُّ، إِنَّمَا هُوَ حِفْظٌ، فَسَأَلتُهُ عَنْ أَدوِيَةِ الحِفْظِ، فَقَالَ: إِنْ عَلَّمْتُكَ الدَّوَاءَ، اسْتَعْمَلتَه? قُلْتُ: إِيْ وَاللهِ. قَالَ: تَرْكُ المَعَاصِي، مَا جَرَّبْتُ مِثْلَهُ لِلْحِفْظِ
Али ибн Хашрам сказал: «Я никогда не видел книги в руках Ваки (иными словами, он все знания держал в памяти и не нуждался в книге). Однажды я спросил его о средстве (достижения) его хорошей памяти. Он ответил: «Если я скажу тебе это средство, ты будешь им пользоваться?» Я ответил: «Да, клянусь Аллахом!» Тогда он сказал: «Откажись от грехов; я никогда не совершал ничего подобного (неправедных действий)» (2).
Если у человека хорошая память, но все его внимание направлено на греховные поступки, то возможности его памяти также будут направлены на запретные поступки. В такой ситуации его мозг будет наполняться греховным, а не правильным, хорошим содержанием.
Работа над тренировкой памяти
Если человек по своей природе обладает слабой памятью, он может развить ее постоянными упражнениями, стараясь запоминать больше информации. Для этого ему нужно постоянно прикладывать усилия и заставлять свой мозг сохранять информацию. Постепенно, мозг будет наполняться информацией, и способность сохранять информацию будет увеличиваться.
Похожая ситуация с телосложением ребенка. В начальные периоды его развития его конечности слабы. Когда он учится ходить, его ноги получают больше энергии и постепенно укрепляются, и способность ходить улучшается. Со временем его ноги уже обладают такой силой, что могут нести человека на большие расстояния.
Многие исламские ученые, которые преуспели в фикхе, тафсире и хадисах, добились этого вследствие напряженной работы и тренировки мозга и памяти. Всевышний Аллах оценивает усилия и укрепляет память человека. Аллах говорит в Коране:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ
«Поистине, Аллах не даст погибнуть награде искренне делающих добро!»(11, 115) (3).
Употребление пищи, полезной для работы мозга
Помимо двух средств, которые были упомянуты выше: воздержания от грехов и тренировки памяти, человек может также укрепить память, употребляя продукты, полезные для работы мозга.
Например, следующие:
С исламской точки зрения
(Исламские) ученые упоминали определенные продукты и вещества, которые укрепляют память, такие как мед, изюм, орехи (к примеру, грецкие орехи или миндаль, фисташки и пр.), а также жевание определенных видов смолы.
Мед
Как сообщается, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
إِنْ كَانَ فِي شَيْءٍ مِنْ أَدْوِيَتِكُمْ خَيْرٌ، فَفِي شَرْبَةِ عَسَلٍ، أَوْ شَرْطَةِ مِحْجَمٍ، أَوْ لَذْعَةٍ مِنْ نَارٍ، وَمَا أُحِبُّ أَنْ أَكْتَوِيَ
«Если есть нечто хорошее в ваших лекарствах, то это мед, и прижигание; но мне не хотелось бы прибегать (к последнему средству)» (4)
عَلَيْكُمْ بِالشِّفَاءَيْنِ: الْعَسَلِ، وَالْقُرْآنِ
«Вам следует прибегать к двум (средствам), которые исцеляют: мед и Коран» (5)
Имам Зухри передает, что у имама Хатиба аль-Багдади в его «Аль-Джами» упоминается:
قَالَ الزُّهْرِيُّ: «عَلَيْكَ بِالْعَسَلِ فَإِنَّهُ جَيِّدٌ لِلْحِفْظِ»
«Вам следует есть мед, потому что это хорошее (средство) для памяти»(6)
Молотый тмин с медом:
Возьмите ½ чайной ложки порошка тмина. Добавьте 1 чайную ложку меда. Все хорошо перемешайте. Принимайте это дважды в день.
Мед с порошком корицы:
Возьмите 1 столовую ложку меда. Добавьте щепотку корицы. Употребляйте перед сном [7]
Изюм
Имам аз-Зухри, рахимахуллах, также говорил:
عَنِ الزُّهْرِيِّ، قَالَ: " مَنْ سَرَّهُ وَقَالَ الْهَاشِمِيُّ: مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَحْفَظَ الْحَدِيثَ فَلْيَأْكُلِ الزَّبِيبَ
«Тому, кто желает запоминать хадисы, следует есть изюм» (8)
Миндаль
Наши предки имели обыкновение съедать по семь штук миндаля на ночь и утром, поскольку это также полезно для укрепления работы мозга.
Миндально-молочный коктейль
Это домашнее средство полезно для студентов, а также людей, занимающихся умственной работой. Нужно иметь в виду, что вскипяченный коктейль следует употреблять натощак, а потом в течение двух часов, как минимум, воздерживаться от другой пищи.
Оставьте семь штук миндаля на ночь в воде. Утром почистите их и размельчите в пасту. Смешайте эту пасту со стаканом молока. Вскипятите полученную смесь в течение некоторого времени. Пейте полученный коктейль от 15 до 40 дней непрерывно для улучшения памяти.
Миндаль и молоко
Замочите 7 штук миндаля на ночь в воде. На следующее утро счистите с них кожу. Съешьте их со стаканом теплого молока.
Овес, молоко, миндаль и мед:
Возьмите стакан овса. Добавьте стакан молока , 3 мелко нарезанных финика и 3 штуки мелко нарезанного миндаля. Добавьте 1 чайную ложку меда. Все хорошо перемешайте. Ешьте эту смесь на завтрак. После этого съешьте яблоко.
Современные научные исследования
Современные исследования утверждают, что проблема (слабой памяти) может быть просто в усталости, стрессе или недостатке сна. Обильная еда также делает человека сонным и ленивым, притупляет чувства, а также подвергает его риску физических заболеваний. Многие болезни, которые сейчас появились, есть результат неправильного питания. Кислая пища также может быть одной из причин лени и слабой памяти. Наука также подтверждает вышеприведенные способы улучшения памяти, а также (советует) нижеследующие способы:
Грецкие орехи
Этот уникальный продукт служит лучшим домашним средством для улучшения памяти. Орехи оказывают комплексный (усиленный) эффект, если ежедневно употреблять 20 граммов орехов каждый день вместе с 10 граммами изюма или риса.
Также полезны фисташки вследствие богатого содержания в них тиамина (витамина В1).
Фрукты, овощи и ягоды
Многие фрукты играют важную роль для укрепления памяти. Плоды, богатые фосфором, считаются лучшим средством для слабой памяти. Яблоки, виноград, инжир, черника, финики и апельсины считаются самыми эффективными домашними средствами для слабой памяти.
Также полезны для укрепления памяти морковь, яйца и бамия.
Травы
Для укрепления памяти очень полезным считается растение под названием розмарин лекарственный. Его также называют травой запоминания. Розмарин - прекрасное средство от забывчивости и умственной усталости. Если вы хотите улучшить ваши умственные способности, сделайте чай из этой травы и пейте, по крайней мере, один или два раза в день.
Многие травы оказывают положительное влияние на память. Делайте из них травяные чаи: 1 чайную ложку травы на 1 стакан горячей воды и дайте настояться в течение десяти минут. Трава шалфея также очень полезна, поскольку она усиливает способность к умственной концентрации, снимает психологическое истощение и улучшает память. [9]
Хиджама
Другой способ, который может укрепить память и уменьшить забывчивость, это хиджама, что известно из опыта. Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) также рекомендует эту практику (10).
Дуа и аяты Корана
Рекомендуется класть руки себе на лоб после совершения каждого фард-намаза и произносить 11 раз следующее:
یا قوی
Транслитерация: Йа Кауйи (О, Сильный)
Следующее дуа желательно читать семь раз после каждой обязательной молитвы:
اللهم نور قلبي بعلمك واستعمل بدني بطاعتك
Транслитерация: Аллахумма наввир кальби би ‘ильмика васта’миль бадани би та’атика.
Хазрат Али Санви, рахимахуллах, упоминает в своей книге «Средства Священного Корана» следующее дуа из Корана:
رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي (25) وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي (26) وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِنْ لِسَانِي (27) يَفْقَهُوا قَوْلِي (28
Транслитерация: «Рабби ишрах ли садри ва яссир ли амри вахлюль укдата-м-мин ал-лисани яфкаху каули».
Перевод: «О, Господи, раскрой для меня мою грудь, облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь!» (Коран, 20:25-28). (11)
Примечание: «Следует читать этот аят 20 раз после каждого фаджр-намаза для укрепления памяти и продвижения в знаниях».
Также шейх Санви пишет:
«Если человек будет регулярно читать суру аль-Муддассир (74 сура) и после этого делать дуа, заучивание Священного Корана, по воле Аллаха, будет для него легким».
Также полезно часто произносить следующий аят:
ربى زدنى علما
Транслитерация: «Рабби зидни ‘ильма»
Перевод: «О мой Господь, увеличь мои знания!»(20, 114) (12)
Дуа об улучшении речи
Вы также спрашивали о дуа для улучшения речи. Вы можете часто читать дуа пророка Мусы (мир ему), которое приводится в Коране:
رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي (25) وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي (26) وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِنْ لِسَانِي (27) يَفْقَهُوا قَوْلِي (28)
«Рабби ишрах ли садри ва яссир ли амри вахлюль укдата-м-мин ал-лисани яфкаху каули».
Перевод: «О, Господи, раскрой для меня мою грудь, облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь!» (Коран, 20:25-28).
А Аллах Тааля знает лучше.
АбдульМаннан Низами, студент Даруль-Ифта, Чикаго, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
____________________________________
[1] وما أحسنَ قولُ تلميذِ وَكِيعٍ الكُوفيِّ(1)، قيل إنَّهُ الإمامُ الشَّافعيُّ:
شكوتُ إلى وكيعٍ سوءَ حِفْظِي فأرشدني إلى تَرْكِ المَعَاصِي وقال: اِعلمْ بأنَّ العِلْمَ نُورٌ وَنُورُ اللهِ لا يُؤتَاهُ عَاصِي
ويروى بدلَ الشِّعرِ الأخيرِ: وذلكَ أنَّ حفظَ العلمِ فضلٌ وفضلُ اللهِ لا يؤتى لعاصي
[تذكرة الراشد برد تبصرة الناقد للکھنوی، ص٢٤٧، مرکز العلما]
[2] سير أعلام النبلاء ط الحديث (7/ 565)
قَالَ عَلِيُّ بنُ خَشْرَم: مَا رَأَيْتُ بِيَدِ وَكِيْعٍ كِتَاباً قَطُّ، إِنَّمَا هُوَ حِفْظٌ، فَسَأَلتُهُ عَنْ أَدوِيَةِ الحِفْظِ، فَقَالَ: إِنْ عَلَّمْتُكَ الدَّوَاءَ، اسْتَعْمَلتَه? قُلْتُ: إِيْ وَاللهِ. قَالَ: تَرْكُ المَعَاصِي، مَا جَرَّبْتُ مِثْلَهُ لِلْحِفْظِ.
شعب الإيمان (3/ 244)
أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللهِ الْحَافِظُ، قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا الطِّيبِ مُحَمَّدَ بْنَ أَحْمَدَ الذُّهْلِيَّ، يَقُولُ: سَمِعْتُ مُسَدَّدَ بْنَ قَطَنٍ، يَقُولُ: سَمِعْتُ عَلِيَّ بْنَ خَشْرَمٍ، يَقُولُ: شَكَوْتُ إِلَى وَكِيعٍ قِلَّةَ الْحِفْظِ، فَقَالَ: " اسْتَعِنْ عَلَى الْحِفْظِ بَقِلَّةِ الذُّنُوبِ "
[3] {وَاصْبِرْ فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ (115)} [هود: 115]
{إِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ (120)} [التوبة: 120]
{وَيَصْبِرْ فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ (90)} [يوسف: 90]
{وَأَنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُؤْمِنِينَ (171)} [آل عمران: 171]
[4] صحيح البخاري (7/ 125)
حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ بْنُ أَبَانَ، حَدَّثَنَا ابْنُ الغَسِيلِ، قَالَ: حَدَّثَنِي عَاصِمُ بْنُ عُمَرَ، عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ، قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «إِنْ كَانَ فِي شَيْءٍ مِنْ أَدْوِيَتِكُمْ خَيْرٌ، فَفِي شَرْبَةِ عَسَلٍ، أَوْ شَرْطَةِ مِحْجَمٍ، أَوْ لَذْعَةٍ مِنْ نَارٍ، وَمَا أُحِبُّ أَنْ أَكْتَوِيَ»
صحيح البخاري (7/ 122)
حَدَّثَنِي الحُسَيْنُ، حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مَنِيعٍ، حَدَّثَنَا مَرْوَانُ بْنُ شُجَاعٍ، حَدَّثَنَا سَالِمٌ الأَفْطَسُ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: " الشِّفَاءُ فِي ثَلاَثَةٍ: شَرْبَةِ عَسَلٍ [ص:123]، وَشَرْطَةِ مِحْجَمٍ، وَكَيَّةِ نَارٍ، وَأَنْهَى أُمَّتِي عَنِ الكَيِّ " رَفَعَ الحَدِيثَ وَرَوَاهُ القُمِّيُّ، عَنْ لَيْثٍ، عَنْ مُجَاهِدٍ، عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «فِي العَسَلِ وَالحَجْمِ»
[5] سنن ابن ماجه (2/ 1142)
حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ سَلَمَةَ قَالَ: حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ الْحُبَابِ قَالَ: حَدَّثَنَا سُفْيَانُ، عَنْ أَبِي إِسْحَاقَ، عَنْ أَبِي الْأَحْوَصِ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: " عَلَيْكُمْ بِالشِّفَاءَيْنِ: الْعَسَلِ، وَالْقُرْآنِ "
[تعليق محمد فؤاد عبد الباقي]
في الزوائد إسناده صحيح رجال ثقات.
[6] الجامع لأخلاق الراوي وآداب السامع للخطيب البغدادي (2/ 262)
أنا مُحَمَّدُ بْنُ الْحُسَيْنِ الْقَطَّانُ، أنا دَعْلَجُ بْنُ أَحْمَدَ، أنا أَحْمَدُ بْنُ عَلِيٍّ الْأَبَّارُ، أنا أَبُو مُعَاذٍ التِّرْمِذِيُّ الْجَارُودُ بْنُ مُعَاذٍ، نا عُمَرُ بْنُ هَارُونَ، عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ قَالَ: قَالَ الزُّهْرِيُّ: «عَلَيْكَ بِالْعَسَلِ فَإِنَّهُ جَيِّدٌ لِلْحِفْظِ»
[7] http://www.homeveda.com/mental-and-neurological/natural-ayurvedic-home-remedies-for-weak-memory.html
[8] الجامع لأخلاق الراوي وآداب السامع للخطيب البغدادي (2/ 262)
عَنْ إِسْمَاعِيلَ بْنِ مُسْلِمٍ الْمَلَكِيُّ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، قَالَ: " مَنْ سَرَّهُ وَقَالَ الْهَاشِمِيُّ: مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَحْفَظَ الْحَدِيثَ فَلْيَأْكُلِ الزَّبِيبَ "
[9] http://www.wikihow.com/Improve-Your-Memory-With-Food
[10] [الحث علی حفظ الحدیث للخطیب بغدادی]
[الطب النبوی لابن القیم]
سنن ابن ماجه (2/ 1153)
حَدَّثَنَا سُوَيْدُ بْنُ سَعِيدٍ قَالَ: حَدَّثَنَا عُثْمَانُ بْنُ مَطَرٍ، عَنِ الْحَسَنِ بْنِ أَبِي جَعْفَرٍ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ جُحَادَةَ، عَنْ نَافِعٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، قَالَ: يَا نَافِعُ قَدْ تَبَيَّغَ بِيَ الدَّمُ فَالْتَمِسْ لِي حَجَّامًا وَاجْعَلْهُ رَفِيقًا، إِنِ اسْتَطَعْتَ، وَلَا تَجْعَلْهُ شَيْخًا كَبِيرًا، وَلَا صَبِيًّا صَغِيرًا، فَإِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يَقُولُ: «الْحِجَامَةُ عَلَى الرِّيقِ، أَمْثَلُ وَفِيهِ شِفَاءٌ، وَبَرَكَةٌ، وَتَزِيدُ فِي الْعَقْلِ، وَفِي الْحِفْظِ، فَاحْتَجِمُوا عَلَى بَرَكَةِ اللَّهِ، يَوْمَ الْخَمِيسِ وَاجْتَنِبُوا الْحِجَامَةَ، يَوْمَ الْأَرْبِعَاءِ، وَالْجُمُعَةِ، وَالسَّبْتِ، وَيَوْمَ الْأَحَدِ، تَحَرِّيًا وَاحْتَجِمُوا يَوْمَ الِاثْنَيْنِ، وَالثُّلَاثَاءِ، فَإِنَّهُ الْيَوْمُ الَّذِي عَافَى اللَّهُ فِيهِ أَيُّوبَ مِنَ الْبَلَاءِ، وَضَرَبَهُ بِالْبَلَاءِ يَوْمَ الْأَرْبِعَاءِ، فَإِنَّهُ لَا يَبْدُو جُذَامٌ، وَلَا بَرَصٌ إِلَّا يَوْمَ الْأَرْبِعَاءِ، أَوْ لَيْلَةَ الْأَرْبِعَاءِ»
[11] سورة طہ، الایة ۲۵
[12] http://www.muftisays.com/qa/question/1793/weak-memory.html