Ренат Ибрагимов: к исламу я пришел не сразу

Известный певец, народный артист РСФСР и Татарской АССР Ренат Ибрагимов в дни священного для мусульман месяца Рамадан рассказал в интервью РИА Новости о своем отношении к вере и месте религии в своей жизни, о том, как они связаны с творчеством, о воспитании детей и своем видении бытия.

Рамадан – это огромная радость

- Ренат Исламович, коль скоро поводом для нашей встречи стал Рамадан, расскажите, пожалуйста, соблюдаете ли вы пост в этот священный для мусульман месяц, как и насколько тяжело вам это дается?

— Я не первый год соблюдаю Рамадан — уже лет семь. Надо сказать, мы, все мусульмане, которые его соблюдают, всегда с большим желанием ждем эти дни, этот благодатный месяц. Для нас пост – это огромный праздник и радость. Поэтому никаких трудностей нет.

- А то, что придется по 19 часов в день обходиться без еды и воды?

— Ну, нормально. У нас погода мягкая — для того чтобы легче перенести пост, Аллах дает мягкую погоду и дожди. Все зависит от настроя. Если это идет от сердца, желания, души, от внутренней веры, то совершенно никаких трудностей нет. Есть только ощущение огромной радости. Особенно, когда пост подходит к концу — начинаешь испытывать желание еще его продлить. Становится жалко, что такой благодатный месяц уходит.

- Как и почему вы начали соблюдать Рамадан?

— Начал полностью соблюдать после того, как съездил в Хадж. Я и до этого посты держал, может, не в полной мере, частично. Но вот после того, как съездил в Мекку, побывал в Хадже — а до этого еще был в малом Хадже — начал соблюдать строгий пост.

- Что вы ощутили, попав в Мекку?

— Я очень хотел поехать. Помню, у нас было много трудностей с выездом. В этом плане шайтан делал все возможное, чтобы помешать нам сделать этот важный шаг в жизни — попасть в Мекку. Но, несмотря на множество препятствий, мы все-таки выехали, и это была качественно новая ступень в отношении и к жизни, и к исламу. Я более твердо стал соблюдать правила. Хадж дает огромные духовные силы.

- После Мекки поменялось ли ваше внутреннее самоощущение?

— Оно постоянно меняется. Каждый год ощущаешь изменения, потому что постоянно идет работа. Человек не стоит на месте, он все время работает над собой, совершенствует себя. Поэтому изменения происходят постоянно. Я уже не такой, каким был в прошлом или позапрошлом году.

- Когда в вашу жизнь вошла вера, религия?

— Это, пожалуй, с деревней связано, с детством. Лето я проводил в татарской деревне под Казанью — село Туишево. Это была чисто татарская деревня. По-русски почти никто не говорил. Бабушка буквально два слова по-русски знала. Была только татарская речь. Бабушка читала все молитвы, все намазы. Наверное, это мое первое наблюдение за укладом и бытом и татарского села, и людей, которые истинно верят.

- А когда вы поверили, что Всевышний действительно есть?

— Это пришло уже после сорока лет. Тогда я задумался, а все ли так просто в этом мире? Есть ли какая-то закономерность? Начал размышлять об этом, начался поиск себя и своего места. Я не сразу пришел в ислам, хотя этнически я мусульманин. Я долго находился в поиске, и уже где-то после сорока, ближе к 50-ти годам я пришел к вере. Принял ислам, понял, что это — вера наших предков, она правильная, несет добро и помогает человеку преодолевать жизненные трудности, стабилизирует общество, семью и в конечном счете просто приносит пользу государству.

- Не "примеряли" на себя другие религии?

— Да. Я был в православных церквях, на православные праздники ходил с друзьями в храмы. Кстати, с большим удовольствием. Часто бывал и в католических соборах. В Казани был и в синагоге — у меня есть друзья-евреи истинно верующие. В принципе, всем интересовался. Но понял, что все-таки ислам – это религия моих предков. Это самая молодая религия, и она пришла к людям, можно сказать, на закате человечества. После нее уже не будет пророков, Мухаммед — последний пророк, который пришел в мир. Я все это осознал. Потом, я много интересовался историей. Прочитал "Исповедь" Льва Толстого, как он описал свои жизненные поиски и как к 50-ти годам стал задумываться о смысле жизни. А в Коране написано, что человек до 40 лет — ребенок. И, действительно, я понял, что после 40 лет происходит какое-то осмысление своего жизненного пути, начинаешь его анализировать.

Выбор профессии был предопределен свыше

- Как родные и близкие отнеслись к вашему выбору профессии? Не говорили ли они, что она противоречит, например, принципам ислама?

— Мы все тогда были атеистами, воспитывали комсомол, партия. Нам, напротив, говорили, что религия — это опиум для народа, что Всевышнего нет, что это все бабушкины сказки. И мы верили в это. Наша идеология хорошо работала в этом направлении. Но, говорю же, это до сорока лет можно обманываться, а после человек начинает задумываться над многими вещами и переосмысливает их. Так обычно и бывает.

Конечно, повезет, если рядом есть духовный наставник, который с детства даст истинные знания. Тогда человек раньше придет к вере и религии. Это более короткий и более правильный путь. Но, к сожалению, мы были оторваны от религии. Кстати, музыка и искусство помогают прийти к религии. Ведь это тоже духовная сфера человека, они связаны друг с другом и через них человек напрямую выходит к Всевышнему. Без Бога не может родиться ни одного талантливого произведения. Все, что происходит в жизни человека, все ниспослано сверху. Человек это некий аккумулятор, который вбирает в себя и накапливает эту энергетику свыше. А когда этот канал перекрывается, он ничего не может делать. Все идет от Всевышнего, с Его благословения и позволения. И то, что я стал певцом, тоже было предопределено свыше.

О воспитании детей

- В школах вводят обязательные уроки по изучению религий. Как вы к этому относитесь?

— Одно дело учить, говорить об этом, а другое — делать это, показывать на своем примере. Словами трудно воспитать духовность в человеке. А ребенок может взять не столько слова, сколько примеры. Он слушает, наблюдает. Из этого и получается духовность. А если будут говорить, что нужно так, так и так, а кругом будет бездуховность, ничего хорошего из этого не выйдет…

- По каким принципам и канонам вы воспитываете ваших детей?

— Во-первых, это вера в Бога. Я постараюсь, чтобы в моих детях с детства была заложена эта вера. Уверен, что это будет основа и фундамент их правильного отношения к жизни. И эта вера принесет им успех в жизни. Они еще маленькие у меня: год, три с половиной и пять лет. Я никогда их не шлепаю. По идее, до пяти лет ребенка вообще нельзя наказывать, просто надо находить другие способы взаимодействия с ним. Постараться объяснить, переориентировать его интерес, отвлечь от конфликтной ситуации, найти способы отойти от отрицательной ситуации. Но не кричать, не бить. Я иногда наблюдаю на улице, как какая-нибудь женщина дергает своего ребенка за руку, кричит на него. А мне даже смотреть на это неприятно. Но и вмешаться нельзя.

- А хотели бы вы, чтобы ваши дети повторили ваш жизненный и профессиональный путь?

— Я хочу, чтобы они сами нашли себя в жизни. Они совершат то, что им предопределено свыше.

Беседовала Милена Фаустова.(публикуется с сокращениями)



9 комментариев


  1. (12.07.2014 16:27) #
    0

    У Ибрахимова мать русская. До Ислама, он был бахаистом.

    • (12.07.2014 19:38) #
      1

      Питерский, ты просто уникальный человек...

  2. (12.07.2014 19:07) #
    3

    "Мать русская" булгач, каян татарча белә, татар җырларын җырлый соң ул? Гадәттә марҗалар балаларын урыс итеп тэрбиялиләр, аталары татар булса да.

  3. (12.07.2014 19:58) #
    2

    Алсу каз бәпкәсе. Мин күп беләм шундый татарларны, кайсыларының әтисе яки әнисе урыслар. Хәм балалары татарча чатнатып сөйләшәләр. Минем хатын урыс милләтеннән хәм мөселман да, татарча да чатнатып сөйләшә. 2 ел эчендә өйрәнде. Тиле Бизырдан гел татар тапшыруларын гына карый. Артистлар әле җырлар өчен авызын ачамаган, ә ул инде аның кем икәнлеген көе башланганчы әйтеп бирә.

  4. (12.07.2014 20:01) #
    2

    Аннан соң татар телен белмәгән кеше ерак китә алмый. Урыс теле белән кая барасың? Аның белән урамда буш шешә җыеп яки төсле тимер-томыр җыеп сүгенеп йөрергә генә була. Ә татар теле бәтен дөньяда яңгырый. ЮНИСКОның 14 теле арасында татар теле генә бар, урысныкы якыннан мыркылдап та үтмәгән.

  5. (12.07.2014 20:32) #
    2

    Интернетны ачсаң, татар яшьләренең туксан проценты татарча белми, татар бетә дип зарланалар, менә син шуларга сөйләп кара ул сүзләреңне, эттән алып,эткә салып сүгәрләр, ямауга ярарлык җиреңне дә калдырмаслар. Урыслар гомер-гомергә татарны яратмады, үземнән беләм.

    • (12.07.2014 20:36) #
      2

      Күп "татарларның" әти-әнисе татарлар, ә татар телен белмиләр. Мин беләм бер башкорт гаиләсен. Уллары Сәгыйт. Әниләре аңарга урамдада, өйдә дә Саша диеп эндәшәләр. Үзләре татар исеме кушкан башкорт улына, ә үзләре аңарга урыс кушаматы кушалар.

  6. (12.07.2014 20:37) #
    2

    Татарның татар телен белмәвенә урыс гаепле түгел, ә шул ук татарлар гаепле. Үз ана телен белмәгәннәргә мин - "тел бунча 1 группалы гарип (инвалид") диеп эндәшәм.

  7. (14.07.2014 17:13) #
    1

    Ланнары күп Ибрагимовта, моселманнар итеп үзләрен асраса яхшы булыр иде. Xәр татар эчтән күбрәк бала тудырса, моселман иттереп асраса кахарман буладыр. Шундый инде тормыш бездә хазер.