Мы не виделись много месяцев. Но сразу узнали друг друга. Такой запоминающейся получилась наша первая встреча еще прошлой весной, что не могла я не узнать эти глаза и лицо.
Среди судеб очень непростых, наполненных испытаниями, все-таки есть самые-самые. Полагаю, к таким относятся истории, когда матери и отцы теряют своих детей и внуков. Когда старшие поколения остаются в своих домах одинокими именно по этой причине: не звонят, не навещают, не пишут письма родные кровиночки, в которых для родителей продолжение жизни, любви, надежд.
Кяфирская твоя страна
— Как ты себя чувствуешь? Ходишь ли в школу? Нравится ли тебе учиться? — каскад вопросов, которые естественным образом вырываются у любой бабушки к любимому внуку, которого она не видела много месяцев.
В ответ напряженно-сдержанное:
— Здесь не кяфирская страна. Здесь нам хорошо. А вы живете в стране, где мусульманам невозможно жить по своей религии. Я не могу отвечать на твои вопросы, потому что ты вдруг приедешь и заставишь нас вернуться обратно ...
Мальчик-подросток каждым словом ранил свою бабушку, по-детски полагая, что именно так он должен выразить свою преданность исламу. Но бабушка проглотила подкатывающий к горлу комок и постаралась продолжить разговор.
— Если ты хочешь жить с мамой и сестрой в другой стране, никто тебя не принудит вернуться обратно. Мне только одно важно — чтоб у вас все было хорошо. Я беспокоюсь, потому что очень редко могу поговорить с вами. А тебя я так люблю, так хочу обнять! Ты же мой первый и старший внук!
Мальчик смягчился:
— Мы тоже все тебя любим. Я помню тебя, бабушка. Но ... мы среди мусульман должны жить.
Нет, не требовала моя знакомая, чтоб её взрослая самостоятельная дочь отчитывалась по мелочам и на каждом шагу. Только всегда просила, чтоб была возможность чаще общаться с внуком и младшей внучкой. А выходит — её вина в том, что «не в правильной стране» довелось родиться и жить.
«Не ищите! Не портите мне жизнь!»
Одна из моих добрых знакомых по соцсети недавно написала пост о недальновидности людей, которые бесстрашно рвут кровные связи, не считаются с семьей, с родственниками. «Вы рано или поздно поймете, что зов крови, генетическое наследство, общие пра-прапредки непреодолимы. А бед уже наделаете таких, что может не хватить сил исправить ...», - так заканчивается запись-наставление.
История, о которой я начала рассказ, началась почти банально. У дочери моей знакомой не сложилась семейная жизнь. Очень не сложилась, до глубоких взаимных обид с мужем. Мать старалась примирить молодых супругов, просила обоих: «Прощайте друг друга. Больше не о себе, а о детях думайте!»
Жизненный опыт моей знакомой подсказывал: хоть муж дочери постоянно работает, надо все-равно помогать. Подарки на праздники, обновки для внучат, сладости — всё, что могла, несла любимцам.
Дочь благодарила, просила маму не тратить лишнего и ... поучала: «Тратишь время на заработки, а сама ни одного аята или хоть хадиса толком не знаешь. Не по-мусульмански живешь».
Что скажешь? Можно упрекнуть многих и многих наших старших родственников, мол, мало учились, мало прочли и выучили. Но, во-первых, у тех, кто образованнее, есть шанс поделиться знаниями и тем порадовать своих бабушек и дедушек. Во-вторых, все мы опираемся на плечи предыдущих поколений, которым больше пришлось испытать и пережить, которые в силу многих причин больше прочувствовали и больше знают о воле и милосердии Всевышнего.
«Не ищите! Не портите мне жизнь!» — прозвучит однажды еще более категорично из уст дочери -«наставницы».
Побег
Молодая женщина так и не смогла помириться с мужем, отцом своих детей. Я встречалась с этим молодым мужчиной. Он производит впечатление делового, собранного, решительного. Разве что о жене очень критично отзывается. Не скрою, меня всегда настораживает, когда мужья склонны перечислять недостатки и слабые стороны характера своих супруг. Даже бывших, даже без предупреждения умчавшихся в другие страны. Не дело мужчине, который брал на себя ответственность за свою жену, обрисовывать свою же избранницу обидными эпитетами.
Как же получилось, что отец малолетних детей не понял, не почувствовал, в конце концов, не догадывался, что его детей вывезут из страны и он не сможет с ними лично общаться?
— Я не мог часто отвлекаться от работы. Надо зарабатывать, — по-своему объяснил он ситуацию. — Жена последнее время жила с детьми у тещи. Думал, хоть там она успокоится.
...Нынче нет проблем с приобретением билета в любую часть света. Однажды мамочка с двумя детьми вышла на прогулку. Они дошли до железнодорожной станции, через несколько часов сели в самолет международной линии. Утром следующего дня в квартире сходившей от тревоги бабушки раздался звонок: «Не надо переживать. У нас все хорошо».
Так бегут из мира и от обстоятельств, когда все невмоготу. Лишь бы уйти, отрезать прошлое, вычеркнуть и забыть. Никого и ничего не жаль оставлять.
Что питает надежды беглецов? Тяжкое, нелюбимое настоящее должно измениться вместе со сменой местности, окружения, даже климата. Есть небольшая, но стабильная категория людей, которые испытывают неукротимую тягу к перемене мест. Они легки на подъем и с невероятной легкостью покидают даже тех людей, которые их искренне и глубоко любят.
Есть, конечно, категория побегов, причина которых иная, без сомнения, оправданная — опасность для жизни, освобождение из плена, высвобождение из заложников. Но наш случай никак не попадает под подобные.
Кто религиозней?
Умными и не очень умными людьми написаны километры текстов о проблемах проживания мусульман в светских или инорелигиозных государствах. Но есть серьезнейшие проблемы и в странах, где конституцией является шариат и большинство населения исповедуют ислам. Более того, мы с тревогой наблюдаем, как трагично развиваются события в традиционно мусульманских странах. Пусть Всевышний вразумит и остановит тех, кто сеет смуты и разжигает войны!
Некоторые собственные наблюдения мне подсказывают: важно, конечно, где ты живешь, в каких условиях, но на порядок существеннее — как живешь, с какими намерениями приступаешь к любому делу, как используешь дарованные блага и обстоятельства.
Как часто выясняется, кипучие натуры рвутся к «истинно религиозным общинам», «настоящим мусульманам» и так далее, а сами, увы, не открывают Коран, не утруждают себя малым милосердием к ближним!
Я искренне сомневаюсь, что именно религиозность и есть главная причина, по которой дочь не считается со своей мамой, с её слезами и ежедневными тревогами. Искренне сочувствую несовершеннолетним детям, которых волевым образом отдаляют от близкого, дорогого им человека только по причине, что бабушка живет «в кяфирской» стране.
Как и кто возьмется измерить степень религиозности конкретного человека? Только Всевышнему известны ответы на подобные вопросы. Есть, конечно, некоторые подсказки, которыми нельзя пренебрегать. Например, уважительность и забота о близких ради Аллаха, способность справляться с собственными страстями и прихотями. А еще разумное и достойное поведение в сложных жизненных обстоятельствах.
... Каждый выход в скайп и разговор через сотни километров с дочерью и внуками моя знакомая переживает как волнующее событие. Да собственно, так и есть! Человек, не отбросивший родства, любящий и надеющийся на взаимность, не может не волноваться.
В простых словах «своих не бросают» — огромная мудрость. Не оставляют в одиночестве, не заставляют страдать, не перекладывают заботу о близких фактически на неизвестных третьих лиц. И даже такие ошибки можно исправить. Только бы смягчилось сердце, и не потерять безвозвратно быстро текущее время.
По этическим причинам некоторые детали в рассказе о реальной истории изменены.