Окружающая среда и переосмысление ценностей: исламская перспектива

Стремительное ухудшение условий среды обитания человека есть ни что иное, как результат кризиса моральных ценностей. И это является самым ярким проявлением достижений западной цивилизации. Нельзя не учитывать тот факт, что наука и современные технологии предоставили нам средства к самоуничтожению, в прямом смысле, и эти средства, сами собой, указывают на реальную угрозу нашему земному существованию.

Ситуация сегодня

Современная цивилизация обладает удивительной властью над физическими и природными силами, которые на протяжении всей истории человечества грозили людям разного рода бедами и лишениями. И современный человек, теперь не беспомощный перед непредсказуемостью дикой природы и подчинивший себе землю, уже устремляет ненасытные взоры к звездному небу. Это беспрецедентная власть над природой является уникальной и поразительной чертой современной западной цивилизации, именуемой также техногенной цивилизацией.

Любая другая современная цивилизация стремится подражать западной в области науки и технологий, в обладании этими рычагами власти над природой. Политическая идеология, религиозные убеждения, культурное наследие и исторические традиции – все приносится на алтарь современной технократии. Любое современное общество, едва появившись, вступает в борьбу за обладание западным оружием подчинения природы, чуждым каких-либо моральных ограничений.

Как ни странно, в то время как остальная часть мира ослеплена изумительным явлением западной мощи, сам Запад уже не так уверен в моральных основах своей цивилизации...

Глобальность проблем, угрожающих сегодня миру, сам факт существование которых отвергает техническое (западное) решение, и западный человек в столкновении с ними отступает. Явная невозможность более культивировать идею «прогресса и рачительного хозяйствования» ставит под сомнение возможность выживание человека как вида на этой планете.
Зловещее предчувствие экологической катастрофы, как самой страшной на сегодняшний день угрозы человечеству, заставило Запад обратиться к достоинствам бережного обращения с природой и необходимости умаления аппетитов современной науки. В общем, результат современной действительности – это развенчание мифа о всевластии человека и исчезновение прежней уверенности в могуществе человека-Прометея.

Этика экологии и религиозное сознание

Человек, как создание, никогда не находится в «естественном состоянии», поскольку, становясь человеком, он переходит в «состояние культурное». Человеческое желание подчинить своей воле природу можно поэтому рассматривать как неотъемлемую часть стремления человека оставаться частью человечества.
То, как он взаимодействует с природой, ищет власти над ней, либо «заискивает» перед ней жертвенными дарами, отражает представления человека о самом себе и своих приоритетах. Без сомнения, среда обитания человека – та часть природы, которую он обживает и переделывает под себя, - многое объясняет в телеологии культуры и человеческом мировоззрении. В конечном счете, проблемы экологии кроются глубоко в морально-этическом культурном сознании.

Отношение к экологии, по сути, - это неотъемлемая часть религиозного мировоззрения.
В связи с повышенным вниманием к ухудшению состояния окружающей среды часто возникают следующие вопросы:

  • · Каким образом современное состояние экологического дисбаланса указывает на бездуховное состояние современной культуры?
  • · Каковы метафизические и философские корни отношения к окружающей среде, приведшие нашу цивилизацию на грань катастрофы?
  • · Что именно в интеллектуальном и духовном наследии западного человека отлично от восприятия природы у прежних или иных современных цивилизаций?
  • · Является ли истощение природных ресурсов и ухудшение среды обитания человека всего лишь оборотной стороной индустриального общества, которое выпустило на свободу дух технических перемен и теперь неспособно совладать с ним?
  • · Является ли человек, расплодивший себе подобных, сам виновником экологической драмы?

Возможно, первопричина экологических проблем современности просто кроется в том, что на протяжении всей истории человечества мы рассматривали вопросы этики только по отношению Человека к Человеку.

Весьма провокационный ответ на эти вопросы был дан Линн Уайтом Младшим, который выдвинул предположение, что корни экологических проблем кроются в иудео-христианской этике.

В библейской традиции, утверждает Уайт, человек превыше природы. Он – особое Божественное создание, и ему дарована власть над природой: «чтобы Вы наполняли землю, и управляли ей, и имели власть над рыбой морской, и птицей небесной, и всем, что движется по земле». Христианство, продолжает Уайт, благословило завоевание природы человеком и способствовало развитию естественных и физических наук. Возникновение науки, технологии и современного светского мира обязано своим рациональным зерном библейскому мировоззрению: это есть исполнение христианских обязанностей. Затем Уайт переходит к обвинению, в частности, «автора» Библии, в одобрении неограниченного подчинения человеком природы .

Уайт уверен, что христианство должно взять на себя вину за экологические беды человечества, поскольку корни современного глобального кризиса в окружающей среде кроются в первой главе Книги Бытия.
Приняв такую позицию, Уайт осмелился требовать изменения так называемой «этики доминирования», неправильное использование которой привело к существующему экологическому кризису, и замены ее на то, что сам Уайт назвал «францисканским консерватизмом».

Язычество и поклонение силам природы

Крестовый поход монотеизма против греха идолопоклонства, или поклонения силам природы, потерпел такую же неудачу, как сражение Дон Кихота с ветряными мельницами, поскольку «сомнительно, что идолопоклонство вообще существовало за пределами представлений или заблуждений иудео-христианской культуры». Напротив, «наша природа, лишившись своего сакрального смысла, стала идолом, объективированной реальностью, конечной и самодостаточной, высшей и единственной». Ни много- ни мало, всей пророческой традиции от Авраама до Мухаммада(СААС) вынесено обвинение за современную экологическую угрозу человечеству!

Еще одна особенность экологических споров о «монотеистическом насилии над природой» состоит в том, что едва упоминаемый в этих рассуждениях ислам описывается, как религия поклонения луне, и существование на Земле одного миллиарда мусульман рассматривается просто как статистическая иллюзия. Считается само собой разумеющимся, что «ислам, как и марксизм, - это всего лишь иудео-христианская ересь, не принесшая с собой ничего оригинального». Для тех же, кто вынашивал мысль о расцвете науки в исламском мире в период европейского Средневековья, придумано простое и ироничное объяснение: «все содержание исламской науки происходит из греческих источников» и «в контексте обсуждаемой темы обращение к мусульманской науке поведет в неверном направлении».

Вопрос об отношении ислама к естественным наукам требует детального исследования. Невозможно привести его в рамках данной статьи, однако все доступные материалы показывают, что научное мировоззрение ислама было неклассическим.

Если наука в исламе и не привела к тому уровню развития, которое проявилось в современном западном мире, то это потому, что она никогда не рассматривалась в отрыве от духовных ценностей.

Упадку естественных наук в исламе способствовали различные факторы, но главным ограничителем были этические нормы, а не просто неблагоприятные условия, как может показаться при поверхностном рассмотрении. Роль религиозного сознания в формировании отношения к окружающей среде, что является одним из ключевых пунктов в исламе, заслуживает не меньшего внимания, чем иные факторы. Нет оправдания уравниванию коранического и библейского отношения к предмету, без должного изучения и сравнения.

Несмотря на схожую «монотеистическую» лексику (Бог, творение, человек, история, Откровение), утверждения Корана относительно конечной цели существования человека на Земле, и следовательно, его отношений с природой, отличаются от библейских не только содержанием и синтаксисом, но и самой своей сутью. Природа и этика являются ядром коранического мировоззрения. Согласно Корану, главная цель человека – наполнить окружающий его мир Божественной этикой.

Спасение или проклятие

Фактически, спасение человека, или его проклятие, зависит от его способности принять моральную ответственность за окружающую среду. В Коране одной из центральных тем является идея близости природы и этики, что не остается незамеченным даже для сторонних наблюдателей. Современный экологический кризис фактически сделал исламскую этическую традицию самой уместной на сегодняшний день.

Однажды ослепленное блеском модернизации, бессчетное число мусульман сегодня открывают заново свои духовные корни, благодаря экологической недальновидности западной культуры, однажды совершившей серьезную ошибку. Вся философия светского рачительного хозяйствования и сопутствующие ей заблуждения о прогрессе и процветании становятся неуместными в свете коранической этики, моральной ответственности и умеренности.

Не случайно, что именно мусульманские исследователи в числе первых выступили против неразумного обращения с природой во имя науки и прогресса.
Хочется надеяться, что в ближайшее время мусульманские мыслители сделают так, что их голоса, взывающие к рассмотрению проблем окружающей среды в свете духовных ценностей, будут услышаны.

Обладание исламским сознанием делает их достойными собеседниками в диалоге, который до недавнего времени являлся всецело западной прерогативой. В то время, когда вся этическая традиция монотеизма подвергается обвинению в современных природных катаклизмах, истина требует, чтобы монотеистические «решения» - и не только в библейской традиции, были найдены. Я убежден, что ислам обладает таким монотеистическим решением современных экологических проблем человечества.




комментариев