Мавлид российской уммы

Вчера в Москве, в престижном «Крокус-Сити холл», состоялся Мавлид ан-Наби-2013, торжества посвященные рождению Пророка Мухаммада (мир ему). Мероприятие проводится Советом муфтиев уже восьмой раз. В этом году оно стало, как сейчас говорят, знаковым, продемонстрировав качественно новый уровень не только проведения массовых мусульманских торжеств, но и развития всей российской уммы. В каком-то смысле этот Мавлид стал и ее мавлидом (рождением).

Зал на более чем 6 тысяч человек был заполнен практически полностью. Одно это уже о чем-то говорит. Но самое главное: большинство людей приобрели билеты, а не получили их от организаторов, которым надо было заполнить ряды для картинки. За неделю-две до торжеств наблюдался определенный ажиотаж вокруг мероприятия – желающие его посетить искали, звонили, спрашивали билеты.

Почему я акцентирую внимание на том, что люди заплатили свои деньги за билет (а цены на некоторые места приближались к общемосковским показателям на такого рода мероприятия)? Все очень просто. Если человек готов выложить хоть какую-то сумму за что-то, то это что-то ему действительно важно, необходимо, интересно. Если же его привлекают бесплатно с целью забить зал, то и отношение к этому соответствующее.

Мы за все везде платим так, как это того стоит. Только Ислам (точнее продукты исламской инфраструктуры) почему-то должен быть на халяву, как еще полагают некоторые. Но то, что бесплатно, как правило, и качества бывает такого же… бесплатного. Если же мы хотим качественный конкурентный продукт, способный на что влиять и кого-то заинтересовывать, то надо приготовиться к тому, что и стоить он будет соответственно.

Любая деятельность, продукт, ресурс в этом мире имеет свою цену. Так устроено Аллахом, и ничего зазорного в признании этого нет. Тем более для мусульман, в религии которых этика бизнеса, труда, накопления, потребления, здорового капитализма прописана как нигде.

Если нам чего-то требуется или хочется, будь то концерт, детский праздник, семинар, мечеть, медресе, надо научиться за это платить самим, а не ждать "благочестивого спонсора", который придет и нам все организует, профинансирует и позовет. Например, мы хотим, чтобы в Москву приехал с концертом Сами Юсуф, которого уже видели во всех западных и мусульманских столицах. Тогда надо быть готовыми купить билеты, а не получить их "на халяву", "по знакомству", "по статусу" или "потому что мы читаем намаз". На эти деньги будет арендован зал, оплачены все соответствующие услуги, выплачен гонорар артистам и организаторам акции.

Далее – по этой же схеме. На вырученные средства может быть проведен новый концерт. Так заработает соответствующее мусульманское агентство или продюсерский центр. Закрутится индустрия исламского досуга и отдыха.

И так же на нормальной деловой основе должна быть построена вся инфраструктура. Есть спрос – есть адекватное предложение. Все просто. Только в этом случае она будет жизнеспособной, успешной, профессиональной.

Я вспоминаю, как в 2005 г. мы на 5-летие Интернет-канала Ислам.Ру пригласили всемирно известную нашид-группу «Райхан» из Малайзии. Собрать зал на тысячу человек оказалось тогда неподъемной задачей. Люди не были готовы купить билеты, требуя выдать их им бесплатно, т.к. они мусульмане, и все, что про Ислам, как они считали, должно быть для них бесплатно. Другие же вообще не знали, что такое нашиды, сравнивая их с песнопениями в афроамериканских церквях из видеофильмов. Им буквально на пальцах приходилось объяснять и про билеты, и про нашиды. К счастью, нашелся спонсор, который проплатил все билеты, дав людям возможность увидеть концерт своими глазами.

Как видим, такие «болезни роста» к 2013 г. мы изжили. Спрос, который рождает предложения, на исламские массовые праздники появился.

Мавлид-2013 показал способность проводить торжества на уровне, приближающемся к лучшим современным стандартам исламского мира. Были наши российские группы, гости со всего СНГ, из зарубежья (Турция, Босния), в том числе звезда жанра – Зейн Бика из ЮАР, про нашиды которого не так давно еще думали, что их исполняет Майкл Джексон.

Это уже не фольклорные песни и танцы под религиозной вывеской, которые особо не интересовали молодежь и практикующих мусульман, а торжества, напоминающие то, что проводят наши братья в Соединенных Штатах, Европе, Канаде, Малайзии, Турции. Именно там особенно преуспели сегодня в современных исламских эвент-технологиях. Они во многом формируют эту культуру.

Конечно, нельзя тупо копировать западные и восточные образцы. На Мавлиде-2013 можно было увидеть, как закладывается наша собственная модель современной исламской культуры и искусства, традиции массовых празднеств, халяльного отдыха и развлечений, которая одинаково близка и новому поколению отечественных мусульман, тем, кому сейчас 15-20 лет, и людям среднего возраста, и старшего. Всех их было на торжествах в Москве в избытке.

Рождение российской исламской культуры - сложный, мучительный процесс. Главное он идет. Ведь временами кому-то кажется, что все замерло или откатывается назад.

У нас уже есть свои оригинальные вещи – попытка интегрировать классические театральные подходы в формат исламских массовых мероприятий. В Москве для участия в Мавлиде и раньше привлекали профессиональных театральных актеров, в этом году были приглашены гости из Казани.

Совет муфтиев вновь показал, что из всех централизованных исламских официальных структур России он впереди остальных на несколько шагов. Это очевидный факт. Только он собирает 200 т. в столице на ид-намазы и продает 6 тыс. билетов на Мавлид в «Крокус-Сити». Только в СМР настолько открыты к интересным современным явлениям, оставаясь на твердой почве традиции.

Помимо Москвы креативные мавлиды и акции, приуроченные к этому событию, прошли в других городах – Екатеринбург, Саратов, Тюмень, Казань, Уфа. На Северном Кавказе мавлиды приобрели такой масштаб и характер, что становятся общенародным событием.

Мавлид-2013 показал нам самим, что образ Ислама в России может быть современным, привлекательным, креативным, чистым и духовным. Это новое настоящее лицо мусульман, далекое от раскрученных в медиа «террористов» и «бабаев в чалмах».

Вчера впервые над Москвой я видел салют в честь Пророка (мир ему), а несколько месяцев назад слышал аяты Корана в Кремле на торжествах, приуроченных к Ураза-байрам, и это ни у кого из горожан не вызвало страха и припадков исламофобии.

Теперь самое главное, чтобы поставленная планка не опускалась. К сожалению, у нас в России среди мусульман так бывает, что достигнутые высоты могут быть сданы и забыты. Успех не гарантирует постоянства.

От нас всех зависит, чтобы Мавлид-2014 стал еще более мощным шагом вперед для всей российской уммы.



комментариев