На очередной звонок в домофон Пулатбек Худойбердиев поднимается со своего стула на кухне и идет нажимать на кнопку. Затем возвращается на место, берет пиалу с чаем и отхлебывает глоток. Бывший гражданин Узбекистана, а теперь россиянин, он живет в Курске на съемной квартире, которую местные мусульмане оборудовали под временную мечеть.
– Сегодня что-то не очень много народу пришло, – говорит он, поглядывая на часы, – хотя время есть еще, подойдут.
Дверь в квартиру-мечеть открыта круглосуточно. Курским правоверным сюда можно прийти в любое время для молитвы, хоть ночью.
– Когда мы только начинали здесь собираться, на пятничные намазы приходило человек пять–десять, не больше. А потом, когда братья узнали, что у нас есть такая «мечеть», народ повалил. В среднем до шестидесяти человек приходит, а на большие праздники, например, на Рамадан, мы снимаем помещение в ВОГе.
Пресловутый ВОГ – это Дом культуры Всероссийского общества глухих, актовый зал которого служит молитвенным помещением для многих официально неугодных в Курске религиозных организаций.
– Соседям, конечно, наши собрания сначала не понравились. Нет, не было националистических проявлений, нападений – просто днем по пятницам лифт всегда был по странному совпадению занят. А в Рамадан наши отношения обострились – братья-то каждый день приходили. Ну, мы соседям все объяснили, рассказали, что молимся здесь, ничего плохого не делаем. Сейчас все успокоились. Правда, потом все равно кто-то милицию вызвал. Пришли они, а у нас все в порядке – община зарегистрирована, все документы есть, работаем и живем здесь официально.
Из соседней комнаты слышится азан – призыв на молитву.
Там вокруг курского имама Рауфа Салманова, азербайджанца по происхождению, на ковре расселись прихожане. Каждую пятницу за час до начала богослужения Рауф проводит уроки по основам ислама.
Когда же наконец наступает время общей молитвы, помещение заполняется правоверными, встающими в два ряда. Кто опоздал и не поместился – молится в коридоре или другой комнате.
– После регистрации мы не раз подавали запросы в администрацию города с просьбой выделить нам место под строительство отдельной мечети, – рассказал мне позже имам. – Один раз нам даже добро дали – предложили участок около старого мусульманского кладбища. Но на том месте в начале XX века был скотомогильник, а во время эпидемии там больных холерой хоронили. Другие варианты со стороны администрации даже не рассматривались. Иншалла, будем обращаться вновь. Ведь в Курске, по нашим данным, сегодня проживает около восьми тысяч мусульман. Вот иностранные студенты-мусульмане из медуниверситета нашли себе помещение и молятся там. Но к ним просто так не придешь, охрана учебного заведения не пропустит. А остальным куда идти? Разве их всех в эту квартиру поместишь?
После намаза никто не спешит расходиться по домам. Рауф расхваливает своим прихожанам новейшие технологии по изучению Писания. В его руках большого формата Коран. К книге прилагается электронная ручка-стилус с несколькими кнопками и динамиком.
– Посмотрите, братья, какая вещь к нам пришла из Дагестана, – говорит имам. – В этой книге посредством новейших технологий собраны переводы Корана на многие языки мира, здесь есть и толкования, и словари терминов, и декламация оригинального арабского текста несколькими именитыми чтецами. Вот, к примеру, прикладываем ручку к первому аяту заглавной суры.
Из динамика чудо-прибора слышится первая строчка «Аль-Фатихи» по-арабски.
– А теперь наводим на русский перевод. – Имам нажимает стилусом на бумагу, и на всю квартиру-мечеть раздается: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». – Или вот, к примеру, испанский перевод...
Опробовав все языки, включая китайский и индонезийский, Рауф берется за тафсир – комментарий к Корану. Долго слушает арабскую речь и затем объясняет:
– Здесь говорится о добродетелях. Жаль, что русского перевода нет, но ничего, я арабский знаю, иншалла, разберемся.
К дагестанцу, привезшему в Курск такую диковинку, выстраивается очередь любознательных.
– Брат, а где такой Коран достал? А сколько стоит? А как заказать?
Узнав, что стоимость книги восемь тысяч рублей, многие сникают – это ведь средняя месячная зарплата в Курске.
– Ничего, мы еще такие Кораны достанем, – приободряет собравшихся курский имам. – Я считаю, что за новыми технологиями будущее ислама.
Прихожане одобрительно кивают головами, с восхищением рассматривая диковинную вещь.