«Краткость – сестра таланта». (А.П. Чехов)

Вы замечали, что нам трудно говорить коротко, так, чтобы человек понял нас с первого раза, так, чтобы не приходилось подолгу доносить наши мысли. В этом смысле меня удивляет Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Все его высказывания кратки, лаконичны, и в то же самое время наполнены глубоким смыслом и максимум информацией. И это является его отличительной чертой, которая была присуща только ему, несмотря на то, что он не мог складывать стихи, что было распространено в то время.

Именно поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше всего не любил, когда ему говорили: «Сумасшедший! Поэт!» Если Вы читаете хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то Вы, наверное, заметили, что подавляющее большинство его изречений имеют краткую форму, и они не включают в себя слишком много составных элементов (пунктов).

Изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов является, по сути дела, тем способом коммуникации, который позволяет человеку лучше понять сказанное, так как в этом случае не приходится разбирать сказанное на первостепенное и второстепенное, отделять главное от второстепенного, концентрировать внимание на контексте, убирать из текста нагромождение лишних слов.

Умение говорить кратко помогает также в том плане, что сказанное будет лучше запоминаться, что немаловажно при заучивании хадисов или при их прочтении. Возможно, поэтому они так проникают в душу верующего человека.

Современным примером лаконичности и краткости является реклама. Но не потому, что она хочет довести до Вас истину, а потому, что она хочет донести до Вас идею покупки какого-либо продукта. Как Вы видите, в рекламе нет лишних слов, нет разброса в информации и т.д., поскольку это влияет на ее продолжительность по времени. А в данном случае время – деньги. Именно поэтому мы с Вами иногда ни с того ни с сего можем промурлыкать какую-нибудь рекламу.

Почему это происходит? А вот почему. Это закономерность, обнаруженная американским учёным-психологом Джорджем Миллером, суть которой состоит в том, что кратковременная человеческая память может запомнить и повторить только 7 ± 2 элемента. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел ряд экспериментов, целью которых был анализ памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов - то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов.

Если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от 5 до 9.

Большинство хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеют конкретную направленность. Как мы с Вами видим, хадисы распределены по темам. Такое деление не является необходимостью, но она позволяет нам систематизировать нашу информацию в голове.

Вот уж, воистину, в Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, совмещался как увещеватель, утешитель, милость для миров, печать пророков, так и сверхпреподаватель, способный донести суть своих «уроков» до любого, даже до малограмотного бедуина, пришедшего к нему из самой отдаленной части пустыни.



комментариев