Эти два человека являют собой пример того, как в людских судьбах сходятся Восток и Запад. Сходятся традиционное восточное мусульманское научное наследие и современное прочтение исламских текстов применительно к нуждам современного западного мира. Их жизнь и усердие на пути Аллаха являет пример того, как выстраивается мост между двумя мирами, между двумя поколениями и между двумя стилями исламского призыва.
Шейх ибн Байях. От Мавритании до США
Первого и старшего из них зовут Абдулла ибн Махфуз ибн Байях. Он родился в 1935 году в Мавритании, мусульманском государстве на западе Африки. В настоящее время он преподает в Университете короля Абд-аль-Азиза в Саудовской Аравии.
Весь его жизненный путь является свидетельством верности традиционному для мусульманского Востока пути обучения. С раннего возраста его фантастическая память и интеллектуальные способности позволяли ему запоминать наизусть огромные объемы текстов.
За свои успехи еще в молодости он был привлечен к исследованию судебных решений в Тунисе. По возвращении в Мавританию, он стал министром образования, а затем министром юстиции. Он был также назначен вице-президентом при первом президенте Мавритании.
Однако, из-за военного переворота в Мавритании он переехал и начал преподавать в самой традиционной стране исламского мира – Саудовской Аравии одну из самых традиционных дисциплин исламской науки – основы фикха.
Его студенты также обучаются по традиционной методике, изучая настолько серьезные, глубокие и трудные для постижения тексты, которые даже подготовленные ученые не способны постичь. Однако результат стоит того. По сути, шейх ибн Байях является ученым ученых, поскольку многие из его учеников уже успели сами стать учеными весьма известными в настоящее время в мусульманском мире.
Активность шейха в настоящее время охватывает собой его участие во многих мусульманских организациях, самой примечательной из которых является «аль-Маджма’ аль-Фикхий». Эта организация представляет собой объединение ученых фикха со всего мусульманского мира, представителей всех мазхабов точек зрения.
Ученые, объединенные этой организацией, анализируют и исследуют современные проблемы, стоящие перед мусульманами и находят на них правовые решения на основе Шариата. Шейх Абдулла является также автором большого количества книг, и разъезжает с чтением своих лекций по всему миру.
Одна из ключевых сфер интересов и деятельности шейха – исследование правовых аспектов проживания мусульман за пределами традиционного мусульманского мира. В этом он является продолжателем дела и соратником своего современника и коллеги шейха Юсуф аль-Карадави.
Со своими лекционными курсами он посещал и Соединенные штаты Америки, где послушать его собирались тысячи мусульман. Для американских мусульман приезд ученого такого уровня был действительным событием, поскольку они, будучи переселенцами в немусульманскую страну, редко имеют возможность задать волнующие их вопросы напрямую известному ученому.
Причем такому, который специализируется в области прав и обязанностей мусульман, проживающих в немусульманском мире. Эти встречи с американскими мусульманами организовывал и вел второй герой нашей статьи, которого зовут Хамза Юсуф.
Шейх Хамза Юсуф. От США до Марокко
Он годится шейху ибн Байяху в сыновья. Он родился в 1960 году на другом конце Земного шара в стране, которая является почти полным антиподом традиционного мусульманского Востока. Американский штат Вашингтон стал местом его появления на свет, и звали его тогда Марк Хансон. Сегодня же он живет в Сан-Рэймоне в Калифорнии, и зовут его теперь Хамза Юсуф.
Он родился в греческой православной семье, отец его был академиком и ветераном Второй мировой войны, а мать общественной активисткой. В возрасте 17 лет юный Марк попал в тяжелую автомобильную аварию и, фактически, был на волосок от смерти. Данный удар судьбы, заставивший его предаться глубоким размышлениям, привел его к близкому знакомству с Кораном.
В результате духовных поисков Марк принял Ислам в знаменитой Санта-Барбаре и сменил свое имя на сегодняшнее Хамза Юсуф. Сегодня он является известным на всем мусульманском Западе исламским ученым, проповедником, имамом и преподавателем Университета Зайтуна в Калифорнии. Он является одним из активистов, подписавших открытое письмо исламских ученых христианским лидерам, призывающее к миру и взаимопониманию «Единое слово для нас и для вас».
После принятия Ислама Хамза Юсуф провел несколько лет, обучаясь новой религии в Арабских Эмиратах и других странах мусульманского Востока. Позднее он путешествовал по Западной Африке, учился в Медине, Алжире, Мавритании и Марокко. Он обучался у таких ученых, как шейх Мурабит аль-Хадж, шейх Байя бин Салик – руководитель Исламского суда в аль-Айне в Арабских Эмиратах, шейх Мухаммад Шайбани – муфтий Абу-Даби, шейх Хамад аль-Вали и шейх Мухаммад аль-Фатрати из Университета аль-Азхар в Египте.
Одним из духовных наставников Хамзы Юсуфа является шейх ибн Байях, который, фактически, обрел в лице своего ученика практическое воплощение своих представлений о просветительской деятельности мусульман в западном мире. После более чем десяти лет обучения за границей, Хамза Юмуф вернулся в Соединенные Штаты, и получил диплом в области медицинского дела в колледже Империал Вэллей и диплом в области религиозных исследований в университете Сан-Хосе.
В 1996 году Хамза Юсуф стал одним из соучредителей Университета Зайтуна в калифорнийском Хэйворде. Основной целью нового университета было объявлено возрождение исламских наук и распространение исламских знаний в западном мире. Хамза Юсуф практикует в своей преподавательской и просветительской деятельности новейшие образовательные технологии и методики.
Он, путешествует по всему миру со своими лекциями об Исламе и путях решения проблем мусульман в западном мире. Он переводит классические мусульманские труды и арабскую поэзию. Он три сезона подряд участвовал в съемках телевизионного журнала «ар-Рихля (путешествие) с шейхом Хамзой» на арабоязычном спутниковом канале MBC. Он является первым американским преподавателем престижнейшего и старейшего марокканского университета аль-Каравейне в Фесе.
Единое слово и единая судьба
Воистину, эти два человека представляют собой ярчайшие примеры, как стремление к истине и донесению до людей знаний об Исламе, преодолевает всяческие преграды между мирами. Как, несмотря на все козни злопыхателей, мусульмане, протянув друг другу руки, объединяют, казалось бы, непримиримые цивилизации.
Шейх ибн Байях из глубоко традиционной Саудовской Аравии прилетает с лекциями в США. Его ученик, американец Хамза Юсуф, по его рекомендации и настояниям принимает участие в публичных обращениях вместе с президентом Джорджем Бушем вскоре после трагедии 11 сентября, на Лиге арабских государств, а также на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Шейх ибн Байях и Хамза Юсуф посчитали эти возможности публичных выступлений на столь высоких уровнях уникальными возможностями еще раз подтвердить миру, что Ислам отвергает и отрицает терроризм и экстремизм и выступает за развитие сотрудничества между цивилизациями.
Не только правительство США, но и правительство Британии вынуждено прибегать к помощи и авторитету Хамзы Юсуфа в своей работе по профилактике крайних идей в мусульманской среде. А также в том, чтобы донести до американской и британской наций понимание того, что Ислам и мусульмане могут быть неотъемлемой частью западного общества.
Учитель и ученик всему миру доказали, что Восток и Запад, вопреки утверждениям Киплинга, могут сойтись в единой судьбе и установить самое тесное сотрудничество и взаимодействие. Стоит только внять призыву: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас». (Коран, 3:64)