Один из современных мыслителей назвал Откровение ислама “интеллектуальной атомной бомбой человечества”. Не правда ли, очень яркое высказывание? Безусловно, часть “благонамеренной” публики сочтет такую формулировку чересчур напыщенной, спорной, а может быть и вовсе радикальной. Мы не будем здесь затевать полемику, лишь оговоримся, что упомянутый посыл считаем генеральным, когда затеваем речь о Священном Коране.
Аллах сказал: “Если бы был Коран, благодаря которому сдвинулись бы горы, разверзлась бы земля или заговорили бы покойники, то им оказался бы этот Коран” (13:31). Нет никаких сомнений в правдивости этих слов. Становится совершенно понятно, что цель Творца при ниспослании Книги не заключается в увеселении толпы, которая может воспользоваться сакральными текстами для потехи и прочих глупостей, вроде воскрешения почившей родни. История имеет смысл, а человек, как главный фигурант процесса нуждается в руководстве к действию, без которого его жизнь превращается в калейдоскоп событий – может получиться красивая комбинация и не очень, в обоих случаях без обнаружения смысла.
А посему, одна из главных задач ниспослания Книги – интеллектуальная революция в людских сердцах. Пророческий призыв придает человеческому существованию идейный бэкграунд: “Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне” (3:190-191). “Двуногое без перьев”, проникнутое ужасом, при осознании реальности Судного дня и одновременно окрыленное обещанием вечного блаженства в Раю, кардинально корректирует свое представление о жизни и смерти. Представление об истории, как о периферийной области жизни, о которой можно узнать, порывшись в библиотечной макулатуре (что вполне необязательно с точки зрения обыденного мещанского сознания) остается в прошлом. История предстает перед верующим как предмет его индивидуального делания. На кону стоит Спасение, ни больше ни меньше.
Очевидно, что вышесказанное является прописной истиной практически для любого мусульманина. Тем не менее, с уммой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) произошло то же самое, что и с предшествующими общинами: “Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: "Вы обязательно будете разъяснять его людям, и не будете скрывать его". Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают! ” (Коран 3:187). Западная цивилизация, для которой “бог умер” уже несколько столетий назад, с ее прогнившей духовностью и пресловутыми “общечеловеческими ценностями” является наглядным примером того, как Всевышний поступает с отступниками. Мусульмане во многом пошли по стопам “белого человека”, даже сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) жаловался своему Владыке на современников: “ Господи! Мой народ забросил этот Коран” (25:30).
В той связи хотелось бы отметить, что близость к Богу и внимание к Его Слову – элитарная вещь, факт избранничества человека: “Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять. Ты не выведешь слепых из их заблуждения. Ты можешь заставить слышать только тех, которые веруют в Наши знамения, будучи покорными” (Коран 27:80-81). Аллах ни в ком и ни в чем не нуждается, напротив, творения нуждаются в Нем: “О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах - Богатый, Достохвальный ” (35:15).
Человечество является свидетелем использования одного из самых его “великих” научных достижений - ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки. Бомбы с шутливым названием “Малыш” и “Толстяк” стали причиной смерти порядка 150000 человек. Для сравнения, “интеллектуальная атомная бомба” человечества – Коран, напротив, явился причиной сохранения огромного количества человеческих жизней и, что еще важнее, спасения их душ. Коран детонирует в человеческих сердцах, тот, кто действует согласно ему – совершает добро, кто говорит, опираясь на него – произносит слова правды, кто слушает его – облагораживается духовно и телесно.
Совсем скоро в Москве состоится конкурс чтецов Корана, москвичи и жители других регионов России имеют уникальный шанс ощутить воздействие декламации последнего в истории божественного Откровения.
Сам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) любил слушать Коран в исполнении других. Передается, что однажды он (мир ему и благословение Всевышнего) попросил Абдуллу ибн Масуда почитать ему Священный Коран. Впоследствии ибн Масуд рассказал: «Я прочитал один из аятов суры «Женщины», после этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Достаточно!» Я посмотрел на его лицо и увидел, как из его благородных глаз текли слезы» (Сахих аль-Бухари). В Коране также имеется повествование о джиннах, которые сказали после слушания рецитации в исполнении пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Воистину, мы слышали удивительный Коран” (72:1). Даже недруги признавали совершенство коранического слога. Мекканские язычники скрытно друг от друга в ночное время приходили к дому пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы послушать чтение прекрасных аятов.
До своего последнего вздоха человек имеет возможность изменить себя и окружающий мир в лучшую сторону. Надо надеяться, для кого-то это мероприятие станет поводом для преображения. У верующих есть радостная весть от Всевышнего: “Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к Слову и следуют наилучшему. Это - те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом” (39:17-18). Тот же, кто отверг глас Истины, в день Страшного Суда получит книгу своих деяний из того же места, которое он предназначил для Книги Аллаха в этом мире: “А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, станет призывать погибель…” (84:10-11).