«Фетва о мире» принята. Московское богословское миротворчество

Московская Богословская Декларация стала в один ряд с аналогичными документами исламского мира. Принятый 26 мая в столице России комплекс фетв может стать основой для стабилизации и нормализации религиозной жизни мусульман нашей страны.

Исламский мир пришел в Россию

В 2003 г. в Малайзии Владимир Путин выступил с исторической инициативой присоединения России к Организации Исламская конференция. С того времени был сделан целый ряд масштабных заявлений о сближении с исламским миром и об уважении к мусульманам внутри страны.

Путин стал первым российским правителем за всю историю, кто официально на самом высшем уровне признал, что Россия – «и мусульманская страна». До него этого не делали ни цари, ни генсеки. Президент также добавил, что мусульмане РФ имеют полное право чувствовать себя частью глобальной уммы, а сама Россия всегда была и остается геополитическим союзником Ислама.

Минувшей зимой в ходе своего телевизионного общения с гражданами страны Путин вновь подчеркнул, что «Ислам всегда был одной из основ российской государственности. И государственная власть в России, конечно, всегда будет поддерживать наш традиционный ислам».

Этим самым Путин наметил второй исторический шаг в адаптации правоприменительной практики Ислама к политическим и общественным условиям нашего государства. Первый был сделан еще в екатерининские времена, 250 лет назад. Тогда в нашей стране Ислам добился статуса «терпимой религии» (окончательно дискриминация была ликвидирована только в ходе революций 1905 и 1917 годов, чтобы в советские годы вновь вернутся). До этого государство декларировало цель ассимиляции мусульман.

К сожалению, прорывные заявления Путина не получили достаточного наполнения со стороны тех, кто призван был это сделать. Проблема не только в недостаточной уровне образования и профессионализма некоторой части российского духовенства, но и в неповоротливости и узости мышления отдельных чиновников, шедших на поводу лобби, не желающего нормализации в мусульманской среде. Союзником их, как ни странно, в этом выступает экстремистские силы, которые понимают, что расширение партнерства с исламским миром приведет к потере ими влияния.

Особо остро стоит вопрос развития российского исламского богословия, теологического обеспечения адаптации интеллектуальной и общественной практики Ислама к условиям современной российской государственности, формирования адекватного российского мусульманского мировоззрения и стратегии и созидательного усердия российских мусульман. Без этого решение проблемы экстремизма невозможно.

В этой связи понятно, почему экстремисты начали кампанию против международной богословской конференции в России задолго до ее созыва. Их серьезно встревожила только сама идея того, что влиятельные улемы из арабских и других мусульманских стран примут документ, не только ритуально осуждающий, как это было много раз, но и реально разъясняющий их действия с позиций Шариата, в верности которому они клянутся.

Нынешнее мусульманское духовенство не справляется с подобной задачей. На этом паразитируют и спекулируют «лесные», вульгализирующие и примитивизирующие Ислам в попытке обосновать свою утопию о необходимости войны до победного конца против всех «за все хорошее, против всего плохого». Реальные специалисты по Шариату, безусловно, отвергают эту демагогию и практику.

Прошедшая в Москве конференция «Исламская доктрина против радикализма» стала важной вехой в налаживании стратегического диалога России с мусульманским миром, а также на пути нормализации религиозной жизни отечественных последователей Ислама. Исламский мир в лице своих наиболее видных теологов пришел в Россию. Фактически, прошедшее мероприятие дало реальное наполнение приведенным выше словам Путина.

Особенно важен вклад форума в решении богословских дилемм российских мусульман. Как известно, в исламском мире теологические вопросы имеют самое прямое практическое преломление. Без их решения нельзя говорить ни о каком движении вперед.

Сила слова ученого

Умма, как известно любому специалисту, координируется и мобилизуется не административной структурой, а посредством богословско-правовых документов разного рода, изданных квалифицированными известными своей праведностью и ученостью специалистами.

Например, сейчас российские мусульмане все чаще переходят к употреблению и использованию исключительно халяльной продукции. Согласно фетвам ученых, это обязательно (фард), т.к. в отличие от советского времени, сегодня производство и приобретение дозволенного, согласно Шариату, не является крайне сложным или даже невозможным. Роль духовных управлений и имамов тут в том, что они должны помочь людям осознать важность халяля. Но, в принципе, люди, узнав о фетвах, могут и должны следовать им сами. Имамы им могут и должны в этом помочь.

Лет 10 назад российских мусульман в основном волновали вопросы ритуалов, жизненной практики и вероучения. Отсюда соответствующие фетвы. Сегодня же с ростом религиозных знаний в массах основным камнем преткновения стали проблемы политики, управления, государства, отношений с последователями иных религий и проч. Появился запрос на новые богословские разъяснения, более сложные, чем фетвы, посвященные тонкостям обрядов.

Экстремисты пользуются моментом. На вопросы о практике и вере многие наши имамы еще как-то могли ответить, но теологически согласовать образ жизни и идентичность мусульманина с современной российской государственностью, объяснить как соблюдать Шариат во всей полноте и быть полноправным и законопослушным гражданином своего государства, не чувствуя при этом никакого противоречия, их уровня компетенции, конечно, не хватает.

За 20 лет в России, к сожалению, не появилось своих улемов мирового уровня. Единственного доктора Шариата убили в Дагестане, а среди мусульман Урало-Поволжья таких не было и пока нет.

Богословский прорыв

Необходимость выработки богословского документа (фетвы или ее расширенного аналога), дающего инструментарий в профилактике крайних настроений и в преодолении отчуждения религиозной молодежи от современной российской государственности назрела давно. Отсутствие четкого соответствующего всем требованиям Шариата теологического заключения, вынесенного авторитетными квалифицированными улемами применительно специально к проблемам нашей страны, порождает экстремизм под религиозными лозунгами (требования создания халифата, призывы к джихаду против «кафирского государства», такфир всем несогласным и т.д.).

В 2003 г. в статье «Фетва о мире» мы уже выступали с идеей созыва в России международного форума ведущих влиятельнейших богословов исламского мира с тем, чтобы они дали оценку войны в Чечне, является ли она с точки зрения Шариата джихадом или это что-то другое. Необходимо было дать ясный ответ на данный счет, чтобы выбить козыри у всех спекулирующих на данной теме. С того времени эта идея обсуждается, было несколько безуспешных попыток ее реализовать. То, что таких документов долгое время не было, - одна из главных причин негативных процессов в мусульманском сообществе России.

Только в 2012 г. усилиями Международного Центра «Аль-Васатыйя» (Кувейт), созданного для продвижения в мировом масштабе принципов исламской умеренности, Научно-просветительского центра «Аль-Васатыйя – Умеренность» (Россия), являющегося своего рола филиалом кувейтского центра, и Международного Союз исламских ученых, объединяющего подавляющее большинство ученых исламского мира, была принята Московская Богословская декларация мусульманских ученых по вопросам джихада, применения норм Шариата и халифата.

Богословская декларация – это передача арабского термина «Иълян» (дословно, «широкое заявление», «декларация»), как был назван документ, принятый в столице России. Если фетва – это краткий ответ (фактически тезисная выжимка) на один конкретно поставленный вопрос, то Иълян – это целый набор фетв-ответов на несколько вопросов плюс углубленное разъяснение (приложение) к ним.

Данный богословский документ объединил в себе содержание нескольких фетв - богословских заключений, осуждающих радикализм, экстремизм и насилие под религиозными лозунгами. По единодушному решению участников Конференции уровень итогового богословского заключения был поднят от уровня единичной фетвы, рассматривающей частные правовые вопросы жизни мусульман, до уровня Московской Богословской Декларации, объединяющей богословские решения по нескольким ключевым правовым вопросам. Этот факт ставит ее в один ряд c такими историческими документами, как Мекканская Декларация, Амманская Декларация, Каирская Декларация и др.

Московская Богословская Декларация будет иметь исключительное значение, как для российских, так и для зарубежных мусульман. Поскольку в его основу был положен исламский правовой принцип «Иджма», то есть, единодушного согласия с ним большинства ученых.

По своему значению богословские заключения исламских ученых, достигнутые на основе принципа «Иджма», то есть на основе согласия с ними большинства ученых исламского мира, могут быть сравнимы с решениями Вселенских соборов в христианском мире.

Оттого, положенный в основу принятой сегодня Московской Богословской Декларации принцип «Иджма», то есть согласия с ней большинства ученых исламского мира, позволит духовным лидерам российских мусульман и простым верующим использовать ее в профилактике идей радикализма в мусульманской среде. А также в идеологическом противостоянии экстремистам и в отстаивании принципов мира, добрососедства и терпимости, как истинных духовных ценностей исламской религии.

Неслучайно Декларация и сама Конференция, на которой она была принята, привлекли широкое внимание СМИ - от мусульманских до светских, от отечественных информагентств и телеканалов, таких как, РИА «Новости» и Первый канал, до иностранных лидеров «Аль-Джазира» и «Рейтерс». Уникальность события для нашей страны была обозначена как журналистами, так и специалистами.

Все российские муфтии и имамы теперь получили реальный инструмент в работе по направлению энергии исламского сообщества в конструктивное русло. Основная задача теперь ложится на них – необходимо довести разъяснение улемов мирового уровня до масс, особенно до пассионарной мусульманской молодежи.

Одна богословская декларация, конечно, не решит всех проблем мусульман России. Остаются сложности экономического и социального характера, коррупция, правовой нигилизм и произвол и многое другое, что порождает крайние настроения. Но мощный шаг в подрыве позиций экстремистов, спекулирующих религией, сделан.




комментариев