Исламское представление об обязанностях позволит спасти мир
Таухид или Единственность Аллаха является центральным понятием Корана, и эта единственность несет в себе совершенную справедливость. Идея того, что все в этом мире, также как и во всех окружающих нас мирах, а возможно и других измерениях, происходит из единого источника, является наилучшим доказательством единства и единения.
Поскольку мы и всё, что нас окружает, является творением Создателя – Аллаха, мы должны уважать то невидимое глазу единство, которое связывает многое с Единым, и признавать, что все наши деяния, направленные вовне, в конце концов, обращаются на нас самих. Нанося вред другим, мы наносим вред себе – об этом следует помнить, хотя причиненное нами зло может оставаться тайным до Судного дня.
Точно также, нанося вред природе, мы вредим себе, и последствия наших поступков мы в полной мере почувствуем на себе, также как и абсолютное правосудие Аллаха, когда мы вернемся к Нему. Упорствующие в заблуждениях оправдывают свое расточительство тем, что катастрофа, скорее всего, разразится уже по окончании их земной жизни.
Они не верят, что сполна вкусят страданий, рассчитывая избежать последствий своих же собственных поступков. Но Коран говорит, что этому не бывать, ясно указывая на нашу совесть – внутренний голос, который Аллах поместил в нас: «Там каждый человек испытывает [наказание за] то, что он совершил на земле. [Многобожники] будут возвращены к Аллаху, их истинному владыке, и сгинет то, что они измышляли». [Коран, 10:30]
Зухд, «отказ, воздержание»
Зухд – одно из самых труднопереводимых слов, потому что оно достаточно близко по значению христианской аскезе с ее «умерщвлением плоти». Подобное умерщвление предполагает самоистязание с целью добиться перелома в нашем физическом, земном существовании.
Ислам не имеет подобной традиции самоистязания. Напротив, зухд означает умеренное и благоразумное воздержание от излишнего комфорта и удовольствий ради отделения души от источников пагубных пристрастий и обращения ее к Аллаху.
Мудрое воздержание, каковым является зухд, может практиковаться не монахами во власяницах, но каждым мусульманином. Поэтому пост в священный месяц Рамадан предписан всем, за малым исключением, будучи прекрасным уроком умеренности и самоконтроля, а также сострадания к ближнему.
С помощью зухда мы, волею Аллаха, сможем построить мир на принципах рациональности, исправив нынешний порядок на духовном и физическом уровнях. Зухд учит нас, что отказ от невоздержанности и излишеств это благословение, а не бедствие, особенно, когда мы отказываемся сознательно, а не ждем, когда «грянет гром».
Практикуя зухд, мы выполняем одну из важнейших сунн. Будучи предводителем сильной и быстроразвивающейся общины, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) жил и умер в небольшом, скромно обставленном доме, не оставив после себя практически никакого имущества.
Это был человек, воздержанный в пище и питье, выполняя омовение, старался не пролить ни капли лишней воды, часто постился и каждую ночь молился. Помолимся о том, чтобы человечество как можно скорее постигло мудрость его примера.
Фард, «обязанность»
Ислам предписывает выполнение ряда совершенно определенных обязанностей, самые известные из них молитва, пост, свидетельство того, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад – пророк его, а также закят и хадж.
Некоторые ученые считают, что фардх подразумевает выполнение всех обязанностей, в том числе тех, которые, будучи возложены на нас Аллахом, тем не менее, не достаточно четко определены, чтобы их исполнения требовало общество.
Речь идет о милосердии, справедливости, необходимости помнить Аллаха, преобладании интересов других над личными и многие другие обязанности, которые можно назвать нашими обязанностями в общем смысле.
В более привычном, в частности правовом смысле, фардх означает обязанности индивидуума (фард аль-айн) и коллективные обязанности (фард аль-кифаях). Поскольку эти обязанности возложены на нас Аллахом, они требуют серьезного исполнения. Таким образом, понятию обязанностей в исламском видении мира уделяется особое значение, в отличие от западной системы ценностей, ставящей во главу угла индивидуализм и права личности за счет выполнения обязанностей перед другими.
Понятие обязанности является ключевым для всех, кто предпринимает серьезные попытки спасти окружающую среду. Если мы будем руководствоваться принципом преобладания «прав» отдельного человека, мы не захотим поступаться нашим «правом» на потребление все новых материальных благ, продолжая уничтожать леса, полезные ископаемые, животных, извергая отходы и опустошая экосистемы для их получения.
Не пришла ли пора миру, где более шести миллиардов человек, которые, обрекая планету на гибель, реализуют свое «право» на неограниченное материальное потребление, взять на вооружение этическую систему, подобную исламской, в которой обязанности главенствуют над «правами»?
В частности, если мы собираемся прекратить истощение планеты гуманными и рациональными способами, необходимо повсеместно признать обязанность успешных людей заботиться о менее удачливых.
Очевидно, что исламское представление об обязанностях позволит спасти мир, внеся коррективы в негармоничное западное, а также американское, мировоззрение, основанное на праве сильных мира сего без всякой меры расходовать ресурсы планеты.