Единобожие и алкоголизм

Ради чего человек должен отказывать себе в употреблении спиртного? Это вредно для здоровья? Это разлагает общество? Это, в конце концов, «нехорошо»? Звучит довольно неубедительно. Особенно на фоне личной удовлетворённости. В данной статье мы рассмотрим методы борьбы с пьянством двух совершенно разных мировоззренческих систем и увидим, с чего они начинали и чем заканчивали.

Россия и пьянство

Борьба с пьянством в России всегда носила противоречивый характер. С одной стороны, осознавая катастрофичность ситуации, государство начинало борьбу с алкоголизмом, с другой – снижая потребление спиртовой отравы, оно получало весомый удар по бюджету и вновь перекатывалось на пьяные рельсы.

Так, в 1598 году в интересах государства был введён запрет на торговлю водкой частными лицами. Подобная политика продолжилась и при Петре I, войны и реформы при котором в значительной мере поддерживались от питейного дела.

В 1863 году правительство Александра II уступило право государства на изготовление водки частным заводчикам и ввело новую систему продажи – акциз. В результате только за один 1864 год потребление водки возросло почти в 2 раза. В 1911 году в структуре винопотребления водка составляла 89,3%.

Аравия до ислама

Пьянство и алкоголизм были повседневным явлением жизни Аравии. Арабы в доисламский период (и даже некоторое время после принятия ислама) считали спиртные напитки непременным атрибутом своей жизни. В арабской поэзии даже существовал отдельный «винный жанр» (хамрийят), превозносивший достоинства употребления и воздействия вина.

Это происходило на фоне многочисленных социальных проблем в обществе: племенные распри и вооружённые столкновения были нормой для арабов того времени. Любой пустяк мог стать причиной раздора между родственными племенами: опьянённые алкоголем и охваченные племенным фанатизмом, они воевали друг с другом до полного истребления.

В семейной жизни царила полная разруха. С детьми женского пола арабы обращались чрезвычайно сурово, нередко закапывая их живьём сразу же после рождения. Процветало рабство, унижение малоимущих, угнетение и подавление инакомыслия.

Пьянство и вероубеждение

Ислам начал не с прямых и жёстких запретов. Борьба с пьянством началась с проповеди единобожия. Пьянство было лишь вершиной айсберга проблем, охватывавших общество. Основой этих проблем было неправильное устройство жизни, искажённое мировоззрение. Поэтому в течение 13 лет Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха) неустанно проповедовал в Мекке только идею единобожия, разрушая в сердцах людей культ личности, культ поклонения идолам и земным царям и взращивая в их сердцах стремление к свободе, единобожию, поклонению Всевышнему Создателю. Речь о запрете спиртного тогда не шла.

Жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Айша говорила: «Поистине, первое, что было ниспослано из Корана, – это суры, в которых упоминалось о Рае и Аде, пока люди не пришли в ислам. А затем снизошло разрешение и запрещение. Если бы первым снизошло: «Не пейте вино, не прелюбодействуйте», то они бы ответили: “Мы никогда не откажемся от вина и прелюбодеяния”» (аль-Бухари).

Россия 1915–1958

С началом Первой мировой войны император Николай II вводит запрет на продажу водки и других крепких спиртных напитков. Вскоре, со второй половины 1915 года, и особенно в 1916 году, стало набирать обороты потребление самогона, лаков, политуры и других спиртосодержащих веществ. Народу грозило массовое отравление.

Чтобы остановить гибель нации, власть в 1922 году была вынуждена разрешить продажу вин не крепче 17–20°, в 1923-м планка поднялась до 25°, в 1924-м – до 30°, а в 1925 году пришлось отменить действовавший с царских времён запрет на продажу сорокоградусной водки введением государственной водочной монополии.

Здесь проявилась вторая проблема, с которой столкнулась антиалкогольная программа России: народ не был готов отказаться от «алкомании» и заменял запрещённую легальную продукцию ещё более опасными смесями.

Массовое использование спирта в качест-ве адаптогена на фронтах Великой Отечественной войны, небывалое горе и страдания, принесённые войной, вынуждали людей всё больше потреблять алкоголь.

В 1958 году советское руководство вновь пытается ограничить потребление алкоголя путём запрещения продажи спиртных напитков на всех предприятиях общественного питания (кроме ресторанов). Однако морально не готовый к запрету спиртного народ находит выход и в этой ситуации. Люди начинают пить прямо на улице. Стала формироваться терпимость к групповому распитию спиртного, как явлению обыденному.

Шаг первый – запрет спиртного

«Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и доб-рый удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (сура «Пчёлы», аят 67).

Этот аят был первым предвестником установления запрета на спиртное. В нём сознание мусульман подготавливалось к тому, что есть благой удел, а есть опьяняющие напитки. Отношение к спиртному стало меняться. Коран чётко воздействует на сознание мусульман, разделяя всё питание на благое и на спиртное, чем формирует внутреннее подсознательное отторжение алкоголя, неприязненное ощущение при его виде и упоминании.

Шаг второй

Второй аят более прямолинеен: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех и некоторая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы»… Так Аллах разъясняет вам знамения, быть может, вы поразмыслите» (сура «Корова», аят 219). Второе указание Корана хоть мягко, но уже конкретно показывает, что, несмотря на некоторую пользу спиртного, оно содержит для человека и общества колоссальный вред.

Этот аят отвратил от вина и азартных игр многих преданных и набожных мусульман. Но, поскольку речь о явном запрете в нём не шла, основная масса мусульман продолжала ещё употреблять вино.

Россия

Михаил Горбачёв в 1985–1987 гг. в очередной раз попытался жёсткими запретительными мерами снизить производство и потребление алкоголя в государстве. По всей стране люди давились в огромных очередях за ставшими дефицитом водкой, сахаром, дрожжами. Расцвело самогоноварение.

Непродуманными действиями властей антиалкогольная программа была дискредитирована. Либеральные экономические реформы, начатые Гайдаром в 1992 году, привели к тому, что Россия буквально достигла «дна» в потреблении алкоголя. Была отменена государственная алкогольная монополия.

«Вершиной» пьянства и «северного» стиля потребления алкоголя стало распитие, в том числе уличное, неразбавленного 96-процентного спирта Royal.

Шаг третий

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете осознавать то, что произносите…»(сура «Женщины», аят 43).

Это ограничение было самым важным и эффективным эволюционным этапом исламской антиалкогольной кампании в силу того, что пьянство вошло в прямое противоречие с молитвами, которые пятикратно распределялись в течение всего дня, начиная с первых лучей солнца до поздней ночи. Таким образом, мусульманин, который добросовестно исполнял все пять предписанных молитв, практически не имел возможности напиваться или вынужден был пить так мало, чтобы ко времени молитвы он мог восстановиться и обратиться к Богу в полном сознании.

Человек в это время уже стоял перед выбором, и сподвижники делали его в пользу религии. Отношение к спиртному стало ещё более отрицательным. Смысл дозволения спиртного постепенно сводился на нет. Не лучше ли вообще запретить спиртное, если оно отвлекает от молитвы и становится причиной раздоров в обществе? – думали люди.

Россия, 90-е

В 1994–1995 гг. потребление алкоголя в стране достигло пика – 15–18 литров на человека в год. В эти же годы была отмечена необычайно высокая смертность населения РФ. Умерло значительное число лиц, злоупотребляющих алкоголем, в том числе и тех, чьи жизни были сохранены антиалкогольной кампанией 80-х годов.

Дефолт заставил хотя бы частично восстановить государственную алкогольную монополию. Однако, как и на протяжении четырёх последних столетий, легальный наркотик – алкоголь – в наши дни продолжает оставаться средством пополнения бюджета.

Шаг четвёртый – полный запрет

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же её, быть может, вы преуспеете» (сура «Трапеза», аяты 90–92).

Ниспослание этого аята означало, что отныне и навсегда употребление алкогольных напитков становится запретным. В отличие от других антиалкогольных кампаний, где производство алкогольных напитков сразу же после запрета уходило в подполье, в городе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) дело обстояло с точностью до наоборот. В день, когда ниспосылался аят о запрете, каждый житель Медины, производивший и хранивший у себя дома вино, выволакивал свои бурдюки и с презрением выплёскивал их содержимое на улицу. В тот день улицы города превратились в винные реки, и запах одурманивающего зелья ещё долго стоял над Мединой. В течение всего лишь одного дня всё население города превратилось в убеждённых трезвенников.

Таким образом, исламская антиалкогольная кампания, последовательно длившаяся в течение 16 лет, увенчалась блестящим успехом и победой, став наиболее удачной, когда-либо предпринимавшейся человечеством против потребления алкоголя.

С тех пор и по сей день мусульмане всего мира являются группой, наименее подверженной алкоголю и лишённой проблем, связанных с ним. Несмотря на их принадлежность к различным нациям и культурам, тем не менее большинство сохранило свою воздержанность к алкоголю на протяжении веков.

Арнольд Тойнби в своей книге Civilization on Trial («Цивилизация в Испытании») пишет: «Дух ислама, возможно, выразил себя в... освобождении от алкоголя, совершившемся под влиянием религиозных убеждений, которые, как оказалось, способны сделать то, к чему не смогли принудить пришедшие извне санкции чуждого закона. И здесь, глядя в будущее, мы можем отметить благотворное влияние, которое ислам способен оказать на космополитический пролетариат западного общества, опутавшего своими сетями весь мир».

Ислам показал миру свой потенциал. Миру осталось только принять его и применить во благо. ]§[



комментариев