Одной из щедрот, дарованных Аллахом мусульманской общине, являются особые дни, когда она посвящает себя поклонению и предается полной покорности и смирению в надежде угодить Аллаху и ощутить величие праздника Ид-аль-Адха. К таким чистым, благоприятным и благословенным дням относятся первые десять дней месяца зуль-хиджа, которые являются лучшими днями года.
Свидетельство тому — слова Создателя и изречения наилучшего из людей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: «Клянусь зарею. И десятью ночами» (Коран, 89:1 — 2). Ибн Аль-Касир (да помилует его Аллах), один из известнейших толкователей Корана, комментирует это так: «Здесь имеются в виду 10 дней Зуль-хиджа». Так об этом говорят Ибн ‘Аббас, Ибн Аз-Зубайр, Муджахид и другие. У Аль-Бухари приводится такая же версия.
От Ибн ‘Аббаса также передано: Сказал Посланник Аллаха:«Нет дней, когда праведные деяния были бы столь угодны Аллаху, нежели в эти десять дней». Сподвижники спросили его: «И даже джихад на пути Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «И даже джихад на пути Аллаха, кроме случая, когда человек вступил на джихад вместе со своим имуществом и затем не вернулся».
Всевышний также сказал: «И пребывайте с мыслью об Аллахе в дни исчисленные...» (Коран, 2:203). Ибн Аббас относительно этого сказал: «Дни исчисленные — это десять дней месяца Зуль-хиджа».
От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) передано: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет дней более освященных милостью Аллаха в нашем поклонении Ему, когда наши праведные дела настолько угодны Всемилостивому, нежели эти десять дней. Так чаще произносите в эти дни тахлиль, такбир и тахмид». [Тахлиль: слова «Ля иляха илля-Ллах» — «Нет Бога, кроме Аллаха»; такбир: «Аллаху Акбар» — «Аллах Велик»; тахмид: «Аль-хамду ли-Ллях» — «Хвала Аллаху». — Прим. перев.]
Са’ид ибн Джубайр (да помилует его Аллах) — а он пересказал хадис со слов Ибн ‘Аббаса, упомянутого выше, — говорил: «Когда наступали эти десять дней, Пророк (мир ему и благословение) прилагал столько усилий в совершении праведных деяний, что почти выбивался из сил» (Ад-Дарими).
Ибн Хаджар в работе «Фатх аль-Кадир» пишет: «Очевидно, причина того, что десять дней Зуль-хиджа являются особенными, заключается в совмещении всех основных актов поклонения, а именно — молитвы, поста, благотворительности и хаджа. Подобное не наблюдается в другие дни».
Как плодотворно провести эти благословенные дни?
Молитва: рекомендуется совершать предписанные молитвы сразу же после азана, не откладывая на более позднее время, а также участить совершение нафили (актов поклонения, не являющихся обязательными), так как лучшим, что может приблизить ко Всевышнему, является именно это.
Пост: он входит в число праведных деяний. Так, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) заповедовал поститься в день ‘Арафата, упомянув о том, что это искупит грехи прошлого и нынешнего годов.
Такбир, тахлиль и тахмид: в упомянутом хадисе от ‘Умара сказано: «Так произносите чаще в эти дни тахлиль, такбир и тахмид».
Имам Аль-Бухари (да помилует его Аллах) сказал: «Ибн ‘Умар и Абу Хурайра (да будет доволен ими обоими Аллах) выходили на рынок в течение десяти дней и произносили такбир, а люди подхватывали их такбир».
Достоинство дня жертвоприношений: многие мусульмане мало знают об этом дне, равно как и о его великом статусе. В частности, необходимо учитывать тот факт, что некоторые ученые считают его наилучшим днем всего года, — и даже лучше дня ‘Арафата.
Ибн Аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал: «Лучший из дней пред Аллахом — день жертвоприношений, именно он — день великого хаджа». Абу Дауд в его сборнике хадисов «Ас-сунан» приводит следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «Величайший из дней пред Аллахом — день жертвоприношений (яум ан-нахр), затем — день пребывания (яум аль-кирр)».
Последний — день пребывания в Мине, одиннадцатое число месяца. Есть также мнение, что день ‘Арафата — лучший для жертвоприношений, так как соблюдение поста в этот день приносит искупление грехов за два года и так как нет дня, в который бы освобождал Аллах людей от Огня больше, чем в день ‘Арафата, — с учетом того, что Всевышний (слава Ему) приближается в этот день к своим рабам, а ангелы с гордостью смотрят на тех, кто пребывает в стоянии на горе ‘Арафат. Верно первое мнение, потому что нет ничего, что противоречило бы этому хадису. И, в любом случае, будь этот день лучше дня ‘Арафата или наоборот, но мусульманин, независимо от того, совершает он паломничество или нет, стремится к тому, чтобы не упустить шанс и постичь достоинства этого дня.
Нормы и этика благословенного праздника жертвоприношения -’Ид аль-адха
Такбир. Произнесение такбира, начиная с момента появления зари в день ‘Арафата и заканчивая предвечерним временем в последний из дней сияния (айям ат-ташрик) — в тринадцатый день зуль-хиджа. Всевышний сказал: «Пребывайте с мыслью об Аллахе в дни исчисленные...» Следует произносить:«Аллаху акбар. Аллаху акбар. Ля иляха илля-Ллаху уа-Ллаху акбар. Аллаху акбар уа ли-Лляхи-ль-хамд» («Аллах Велик. Аллах Велик. Нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик). Мужчины произносят эти слова в мечетях по завершении молитв, на рынке и дома — громко вслух — в знак возвеличивания Аллаха и проявления покорности и благодарности Ему.
Жертвоприношение. Необходимо зарезать животное после совершения праздничной молитвы, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если кто-то зарезал животное до того, как совершил праздничную молитву, то пусть зарежет повторно вместо него другое животное; и если кто-то вообще не зарезал, то пусть зарежет» (Аль-Бухари и Муслим). Предназначенный для этого временной период — четыре дня: день жертвоприношений и три дня ат-ташрик. Об этом свидетельствуют слова Пророка (мир ему и благословение):«Все дни сияния отведены для жертвоприношения» («Ас-сильсиля ас-сахиха» № 2476).
Принятие гусль и умащение благовониями для мужчин.Следует также надеть наилучшую одежду, но не доходя до расточительства. Напыщенность, кичливость в манере одеваться и преднамеренное сбривание бороды по случаю праздника являются запретными. Женщины могут принять участие в праздничной молитве в мечети, но без использования духов и выставления своей красоты напоказ. Ведь немыслимо, чтобы покорность Аллаху и молитва сопровождались ослушанием Аллаха и выставлением своей красоты напоказ, манерой откровенно одеваться и благоухать перед посторонними мужчинами.
Употребление в пищу мяса жертвенного животного.Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не ел в день праздника до тех пор, пока не возвращался с места совершения праздничной молитвы. Вернувшись, он употреблял мясо животного, зарезанного им в качестве жертвоприношения. К месту совершения праздничной молитвы следует отправляться пешком, если это не затруднительно. Согласно Сунне, праздничную молитву следует совершить в специально отведенном для этого месте (мусалля), если этому ничто не препятствует, — к примеру, погодные условия. В последнем случае молитва совершается в мечети, как это делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Молитва в коллективе и предпочтительность присутствия на хутбе. Ученые-богословы, к примеру шейхуль-ислям Ибн Таймийя, отдали предпочтение мнению о том, что совершение праздничной молитвы носит обязательный характер (уаджиб), так как Всевышний говорит: «Помолись же Господу твоему и заколи» (Коран,108:2). Эта обязанность теряет свою силу лишь в случае уважительной причины (‘узр); Женщинам, у которых менструация, также следует присутствовать на праздничной молитве, но не участвовать в ней.
Смена маршрута. Предпочтительно отправляться к месту совершения праздничной молитвы одним путем, а возвращаться другим, — так, как это делал Пророк (мир ему и благословение).
Поздравление с праздником. Оно стало общепринятым среди сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
И в заключение позвольте мне поздравить всех наших братьев и сестер — мусульман Украины и всего исламского мира. Просим Всевышнего Аллаха в этот благословенный праздничный день о благе, мире и спокойствии для нас и всех мусульман в мире: ведь, воистину, это в Его власти, а Он — Всемогущ во всем!
Шейх ‘Имад Абу Ар-Рубб - имам-хатиб Исламского общественного культурного центра г. Киева