Что препятствует единству мусульман?

Вопросом, вынесенным в заглавие этой статьи, задавался, наверное, каждый, кто имеет к мусульманам какое-либо отношение. Некоторые немусульмане, близкие к исламу и симпатизирующие ему, искренне не понимают, что нас разделяет. Другие – востоковеды-исламоненавистники – посвящают этому разделению всю свою профессиональную жизнь. Некоторые мусульмане с неистовым фанатизмом ухватились за различные заблуждения и нововведения, о которых не знали наши праведные предшественники, и обвиняют в разделении тех, кто их в этом не поддерживает. Другие – изображая из себя учёных, не понимая целей шариата и его приоритетов, действуют так, словно разделение – это похвальная особенность нашей Уммы.

Что на самом деле является причиной раскола мусульман? Какое лекарство Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выписал для лечения этой болезни? Ответы на два этих злободневных вопроса будут даны после нескольких слов о том, какую роль Коран и Сунна отвели единству исламской Уммы.

Важность единства

мусульман

Единство исламской общины – одна из целей шариата. Чем обширнее и прочнее будет единство мусульман, тем более совершенным образом воплотится цель, ради которой был создан человек: поклонение Всевышнему Аллаху. Одной же из целей поклонения Аллаху является социальная гармония и благополучие.

Шариатских текстов, призывающих мусульман к единству, – огромное множество. Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которуюАллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы сталибратьями» (сура «Семейство Имрана», аят 103). Мусульмане имеют одинаковые интересы, общие идеалы, единые устремления. Более того, их устремления имеют больший успех, а интересы лучше воплощаются в жизнь именно при их сплочённости и единстве.

Целью жизни мусульманина, как известно, является довольство Аллаха, успех в Судный день и вход в Рай,«ширина которого подобна ширине неба и земли» (сура «Железо», аят 21), «в котором они пребудут вечно»(сура «Юнус», аят 26). Путь в Рай, который Аллах называет в Коране крутой тропой, во многом лежит через взаимопомощь мусульман, их жертвенность и любовь по отношению друг к другу.

Любовь ради Аллаха – это условие полноценной веры, с которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал вход в Рай: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а вы неуверуете до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли вам на то, что приведёт вас квзаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте между собой салам» (Муслим).

Благодаря этой искренней любви Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) удалось создать сообщество верующих, равного которому не было во всей истории человечества. Его удивительную сплочённость он описал словами: «В отношениях друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которогоукрепляют друг друга» (Аль-Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «В своей любви, милосердии исочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из его частей поражает болезнь, товсё тело отзывается на это бессонницей и жаром» (Аль-Бухари, Муслим).

На укрепление связи мусульман друг с другом направлены все столпы ислама: намаз, закат, пост и хадж. Намаз – это основа в поклонении Аллаху. Все мусульмане, несмотря на различие происхождения, языка, цвета кожи, менталитета… совершают его одинаково, что подчёркивает их единство. К тому же обязательный намаз совершается коллективно, когда мусульмане несколько раз в день встречаются в мечети и выстаивают молитву плечом к плечу. Закат предписан, чтобы обеспеченные мусульмане поддерживали малоимущих, укрепляя связь между ними. Пост ставит обеспеченных мусульман на место нуждающихся, временно уравнивая их и также призывая к взаимоподдержке. Хадж объединяет мусульман всей планеты, одевая их в одинаковые одежды – два куска ткани – и подчёркивая их равенство перед Всевышним Аллахом.

Таким образом, единство исламской Уммы – это важная цель шариата, к претворению в жизнь которой должны стремиться все мусульмане, независимо от их происхождения и статуса.

Непорицаемые разногласия

Несмотря на всё перечисленное выше, мусульмане сегодня разделились на многочисленные группы и партии. «…Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет» (сура «Верующие», аят 53).

Конечно, не каждая группа мусульман, которая собралась для лучшего исполнения какого-либо дела, является сектой. Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Помогайте друг другу в благочестии ибогобоязненности» (сура «Трапеза», аят 2).

Также не являются порицаемыми разногласия в ответвлениях Фикха (исламского права), если они основываются на шариатских доказательствах. Коран и Сунна по мудрости Всевышнего Аллаха не представляют однозначных правовых установок во всех второстепенных вопросах. В таких вопросах учёные-муджтахиды извлекают нормы из источников шариата, основываясь на тех доказательствах, которые, на их взгляд, являются более сильными. Подобное произошло при Пророке (мир ему и благословение Аллаха), и он не стал порицать за это своих сподвижников, поскольку разделившиеся стороны опирались на шариатские доказательства при отсутствии возможности однозначной трактовки вопроса (хадис о Бану Курайза).

Сектантство

Группа становится сектой, когда на основе какого-либо идеологического заблуждения она выстраивает методологию поведения и активности, не соответствующую установкам Корана и Сунны, и этим отделяется от общины мусульман.

Шейх Сафар Аль-Хавали в своей книге «Усуль аль-фирак» («Основы сект») выделяет три основные причины сектантства:

1. Оставление истинных источников шариата – Корана и Сунны – и обращение вместо них к другим источникам, которые источниками шариата не являются. Путь мусульман – это путь Корана и Сунны в их понимании сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нашими праведными предшественниками (ас-саляфу-с-солих). Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Мы ниспослали тебе Писание,дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути имилость для верующих людей» (сура «Пчёлы», аят 64).

Многие группы отошли от прямого пути, взяв в качестве источников ислама философию внушения и вдохновения, определённые личности, их сны, «общения» с покойниками, ангелами и т. п. Так, люди могут слепо следовать определённой личности – даже тем, кто не обладает должными шариатскими знаниями, – сверяя на их словах истину и фанатично порицая всех, кто им в чём-либо противоречит. Таким образом, они ставят их на один уровень с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Имам Малик сказал по этому поводу: «Словалюбого человека принимаются и отвергаются, за исключением покоящегося в этой могиле», – после чего указал на могилу Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

2. Усердное претворение в жизнь части религии и оставление другой части. Эта черта присуща, пожалуй, всем группам, отколовшимся от общины мусульман. Ислам – это полноценный образ жизни, который включает в себя все её сферы: духовность и политику, интеллектуальность и чувственность, нормы и этику, снисходительность и строгость. Мы же воочию можем наблюдать, как одни превращают ислам в математику, в которой два плюс два равно Халифат, а другие – ограничиваются духовностью, возложив остальное на устазов и Махди. «Неужели выстанете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть (сура «Корова», аят 85).

3. Происки врагов ислама. «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят васвспять, и вы вернётесь потерпевшими убыток» (сура «Семейство Имрана», аят 149). Основателями многих сект и основоположниками многих еретических убеждений, появившихся в исламской Умме, были немусульмане.

Также сегодня можно наблюдать, как вся работа некоторых исламских студентов сводится к опровержениям всех и вся. На этом воспитываются целые поколения, которые полагают, что самое важное в исламе – это кого-нибудь опровергнуть. Считая, что таким образом они очищают Умму от заблуждений и ошибок, эти люди не замечают, что сами превращаются в секту, которую в скором времени принимаются опровергать им подобные. Этот замкнутый круг тоже не обходится без определённой поддержки извне.

Решение этой проблемы

…очень простое для понимания, но почему-то очень сложное для претворения в жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) 14 веков назад предупреждал, что исламская Умма разделится на 73 группы, 72 из которых окажутся в Огне, и только одна – в Раю (хадис об этом в разных версиях передают Ахмад, АбуДауд,ат-Тирмизи, ибн Маджа и другие).

Как же примкнуть к этой самой единственной группе?

В одной из версий упомянутого хадиса сообщается, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Кто же они, эта спасшаяся группа, на что он ответил: «Это аль-джамаа» – и разъяснил, что это те, кто следует тому, чему следовали сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники.

Он также сказал: «Лучшие люди в моей общинеэто моё поколение, а затем следующие за ним, и затемследующие за ним» (Аль-Бухари, Муслим); «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы несобьётесь с прямого путиКнигу Аллаха и Сунну Его Посланника» (Малик, Аль-Хаким).

Как нам использовать эти завещания?

Необходимо твёрдо держаться за ту религию, на которой были наши праведные предшественники из первых поколений мусульман, и отвергнуть заблуждения и нововведения, которых они не придерживались, которые они не знали и которые не имеют никаких оснований в Коране и Сунне.



комментариев