В предыдущих статьях из серии «Читай!» мы говорили о важности чтения, о том, какое внимание ему уделяет Коран и ислам в общем. Также затронули проблемы, которые испытывает современная молодёжь относительно чтения. Конечно, это касается далеко не только молодёжи. Люди совершенно перестали читать. Человек может десятки лет проработать в качестве специалиста определённого профиля и за это время абсолютно ничего не добавить к знаниям по своей специальности, которые он получил ещё в Советском Cоюзе. И это в век Интернета, когда доступ практически к любой информации стал лёгким, как никогда.
Сегодня мы поговорим о способах решения проблем, связанных с чтением, о том, как привыкнуть к нему и полюбить читать.
1. Самое главное – это правильное намерение.
В первую очередь занятие чтением – это повеление Аллаха. Мусульманин читает, подчиняясь воле Всевышнего Аллаха, Который приказал ему читать. Во-вторых, этот приказ имеет под собой основание: чтение приносит пользу как в этом мире, так и в вечном.
Читай, и это принесёт тебе пользу. Это принесёт пользу твоей семье: твоим родителям, твоим детям, твоим братьям, близким и всем окружающим. Читай, чтобы быть полезным исламской умме. Община, которая не читает, всегда будет следовать за другими.
Чтение приводит к довольству Господа миров, приносит пользу тебе лично и тем, кто тебя окружает. Не забывай о намерении, и оно обязательно поможет тебе в чтении. Правильное намерение ведёт к тому, что ты получаешь награду Аллаха за всё полезное, что читаешь. И речь отнюдь не идёт лишь о шариатских знаниях. Когда человек видит цель и понимает необходимость того, что он делает, процесс чтения проходит гораздо более эффективно. В противном случае человек рискует потратить годы на обучение, не добившись никакого результата. Что мы сегодня и наблюдаем.
2. Необходимо утвердить чёткий план.
Для этого необходимо: 1) знать свои возможности; 2) подобрать подходящее для постоянного чтения время; 3) выбрать желаемые книги; 4) оценить свою способность усваивать материал; 5) человек должен чётко понимать, для чего он читает.
После ответов на эти вопросы можно будет составить план. Например, «я прочитаю эти пять книг в течение шести следующих месяцев», или «я прочитаю эти 20 книг в течение года или двух лет». При этом утверждённому плану надо строго следовать, не нарушая его, кроме как при крайнем затруднении. Возможно, утвердить такой план и следовать ему поначалу будет сложно, однако если постараться, это приведёт к результату.
Также план должен быть умеренным. Не стоит стараться прочитать десятки книг за короткое время, точно так же как не стоит выделять большое количество времени для очень малого количества книг. По ходу, в случае необходимости, план можно корректировать.
3. Отведение для чтения конкретного временного промежутка.
Не надо ждать окончания дня. Необходимо утвердить строго определённое время, в которое человек будет освобождаться специально для чтения. К выбору этого времени необходимо отнестись очень серьёзно. Читать лучше тогда, когда мозг активен и готов к приёму информации.
Например, можно выделить для чтения время между утренним намазом и восходом солнца. Или час до вечернего намаза (до захода солнца). Или же время между вечерним и ночным намазами. Или сразу после ночного…
Также нельзя терять время, которое появляется у человека между различными делами. Едешь в общественном транспорте, стоишь в очереди, ждёшь в машине своего друга, сидишь в магазине в отсутствие покупателей… не теряй время – читай! На самом деле в течение дня таким образом пропадает большое количество времени, которое многими никак не используется. Поэтому пусть под рукой всегда будет книга, которую ты сразу откроешь, как только выдастся свободное время. Тогда день окажется благодатным, покажется длинным, дающим гораздо больше возможностей, чем раньше.
4. Постепенность.
Некоторые люди, читая подобные строки, в порыве воодушевления устремляются к чтению множества книг, немедленно приступая к ним. Они могут потратить на чтение много времени. Более того, чтение какое-то время может даже отвлекать их от других важных дел. Однако длится это недолго, и человек бросает чтение так же быстро, как приступил к нему. Поэтому в данном деле, как и в других, необходима постепенность. Как мы уже говорили, чтение – это стиль жизни, а не кратковременная вспышка.
5. Серьёзное отношение.
Чтение – это не хобби, это чрезвычайно важное и серьёзное занятие. Занятие чтением нуждается в осмыслении, во времени, в трате средств, в усердии и самопожертвовании. К каждой теме необходимо подходить серьёзно. Следует понимать и осваивать каждое читаемое слово.
Каждую книгу следует читать так, словно тебе необходимо её законспектировать. Также будет полезным делать пометки, записывать собственные замечания. Если попадётся важная информация, к которой надо будет вернуться, обязательно следует сделать соответствующую пометку. Если будет непонятным какой-то термин или выражение, его следует зафиксировать, чтобы обратиться с вопросом к соответствующим источникам или специалистам. Такой подход сделает чтение гораздо более эффективным.
Если вернуться к историям сподвижников и имамов, можно увидеть колоссальные усилия, которые они прилагали на пути к знанию. Вспомни о Зейде ибн Сабите и Абдуллахе ибн Аббасе (да будет доволен ими Аллах), об Аш-Шафии и Ахмаде, об Ан-Навави и Ибн Таймийи… Вернись к биографиям подобных людей, и ты убедишься: человеческие возможности гораздо шире, чем ты это себе представляешь.
6. Организация и порядок.
Порядок должен быть присущ каждому делу. Чтение явно не является исключением. Следует завести отдельную тетрадь по каждой теме. Записи и примечания не должны быть разбросанными, так, что их невозможно отыскать в случае необходимости.
К примеру, одна тетрадь может быть посвящена заметкам после чтения шариатской литературы, другая – для экономической тематики, третья – для художественной, четвёртая – для истории и т. д. Более детальная классификация – ещё лучше. Тем более современные средства с лёгкостью позволяют многое, что было недоступно прежним поколениям.
Это необходимо проделывать не только с книгами и тетрадями. В первую очередь порядок должен быть в голове. У одного человека может быть в голове много информации, однако он не может собрать её и упорядочить, проанализировать и привести к месту, не может не отходить от заданной темы... В то время как другой может отлично владеть имеющимися у него знаниями и информацией из-за более серьёзного подхода к осмыслению и систематизации получаемых знаний.
7. Собрание необходимой библиотеки.
Сделай свою библиотеку важной частью своей жизни. Подобно тому, как супруги заботятся о том, чтобы в доме была соответствующая их предпочтениям кухня, гостиная, спальня… точно так же они должны заботиться о том, чтобы в доме была библиотека. Это вовсе не предмет роскоши. Это один самых важных элементов жилья. Нет необходимости в том, чтобы библиотека была огромной. Она нужна не как предмет гордости или украшения. Важно то, какие книги она в себе содержит.
Человеку следует намереваться на покупку множества книг. Это вовсе не касается только обеспеченных людей. Это касается всех. Если человек осознает ценность книги, на пути к ней он, без сомнения, будет готов отказаться от покупки многого из еды и питья. Ведь человек на один обед или ужин может потратить столько средств, за которые можно было бы купить пять или шесть книг. Он может купить одежду, за которую мог бы купить десять книг. Он может отправиться в путешествие, взамен которого мог бы приобрести целую библиотеку.
Если человек осознает важность наличия в доме библиотеки, он будет стремиться наполнить её книгами всех направлений, чтобы иметь в наличии хотя бы по одной книге по каждой важной для человека и общества теме. Такая библиотека превратится в непрекращающуюся милостыню: ведь она принесёт пользу тебе, твоей семье, детям, а может быть, и внукам и правнукам. Не говоря уже о передающихся знаниях, начало которым положит твоя библиотека.
8. Передавай полученные знания другим.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Доведите от меня… хотя бы один аят». На человеке лежит ответственность в том, чтобы передавать знания, которые он получил, другим. Это приводит к лучшему пониманию, укреплению и систематизации знаний, а также приносит пользу окружающим.
9. Взаимодействие друзей и знакомых.
Если выбрать определённую компанию друзей, которые будут собираться, к примеру, раз в неделю и делиться информацией о прочитанном друг с другом, это сделает чтение гораздо более эффективным и интересным. Среди участников можно распределить тематику, после чего обмениваться полученными знаниями в утверждённом формате и порядке. Безусловно, чтение одного человека не будет подобно чтению такой группы.
10. Знание берётся от специалистов.
Когда человек берётся за чтение какой-либо специализированной литературы, в первую очередь ему следует поинтересоваться у специалистов. Что именно лучше читать? С какой книги следует начать? Какая книга по данной теме является наилучшей? Если прочитал одну книгу, какую лучше читать после неё?
Люди теряют много времени из-за неправильного выбора. Человек читает книгу по определённой теме, не содержащую достаточной информации, в то время как есть гораздо более полезные. Читает сложную книгу, в то время как есть лёгкие. Читает поверхностную, в то время как есть более глубокие.
Наши учёные-предшественники брали знания от тех, кто преуспел в этом до них. Они не превозносились и обращались с вопросами к обладателям знания, проявляя к ним уважение и почтение.
Это десять советов, которые помогут желающему сделать чтение стилем своей жизни. Помогут ему получать из книг пользу и сделать чтение эффективным.
(Статья написана на основе послания шейха Рагиба ас-Сирджани «Чтение – это стиль жизни»)
В следующей статье данного цикла мы составим список рекомендуемой литературы по исламской тематике.