Мы, мусульмане, убеждены, что все в этом мире сотворено Аллахом для нашего блага. Человек – есть центр Вселенной, где все подстроено под него. Но в европейской науке с XVI века преобладала парадигма, представлявшая человека как мельчайшую ничтожную частичку огромной Вселенной. В официальной научной теории человек уступил свое центральное место, Земля уступила место Солнцу, а наша галактика затерялась в бескрайней пустоте Космоса. Но в XX веке, в период масштабных открытий, в среде ученых начала складываться концепция под названием «антропный принцип». Эта концепция снова поставила неоднозначные вопросы о неслучайной роли человека в этом мире.
Вселенная для человека
Аллах в Коране говорит что создал человека и джиннов, чтобы они поклонялись Ему Одному, Могущественному и Всемогущему:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Ему поклоняются все на Небесах и на Земле:
«Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия» (16:49).
Аллах создал все в этом мире для удобства и во благо человека, ведь Ему это ничуть нетрудно:
«Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается» (16:40)
И в этом есть знамения для верующих:
«Воистину, на небесах и на земле есть знамения для верующих. В сотворении вас и живых тварей, которых Он расселил, есть знамения для людей убежденных. В смене ночи и дня, в уделе, который Аллах ниспосылает с неба и посредством которого Он оживляет землю после ее смерти, и в смене ветров есть знамения для людей разумеющих» (45:3-5).
В комментариях к этим аятам Абдурахман Ас-Саади пишет:
«О прекрасных качествах великого Творца свидетельствуют многочисленные знамения, которые люди видят вокруг себя и в самих себе. Всевышний сотворил небеса и землю, расселил в них птиц, зверей и других животных, обогатил землю тем, что служит во благо человеку, и постоянно поливает землю дождями, которые оживляют почву и ободряют людей. Все эти замечательные знамения убеждают разумных людей в правдивости ниспосланного Аллахом Писания и мудрости содержащихся в нем законов и предписаний, а также в совершенстве Всевышнего Творца и истинности Последней жизни и воскрешения».
Все создано для человека и подчинено ему:
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (45:13).
Аллах выделил человека среди других тварей, обитающих в этом мире:
«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (17:70)
Все в этом мире создано в полном совершенстве. Любое природное явление так точно определено и взаимосвязано, что все дополняет друг друга и дает жизнь животным и растениям, и служит для обслуживания человеку:
«Разве Мы не сделали землю ложем, а горы – колышками? Мы сотворили вас парами, и сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом, и сделали день жалованием, и воздвигли над вами семь твердынь, и установили пылающий светильник, и низвели из облаков обильно льющуюся воду, чтобы взрастить ею зерна и растения и густые сады» (78:6-16).
Все это служит назиданием для человека, знаменем для верующих, и мы должны быть благодарны за это нашему Господу:
«Он – Тот, Кто направляет ветры добрыми вестниками Своей милости. Когда же они приносят тяжелые облака, Мы пригоняем их к мертвой земле, проливаем воду и посредством этого взращиваем всевозможные плоды. Таким же образом Мы воскрешаем мертвых. Быть может, вы помяните назидание» (7:57).
«Неужели ты не видишь, как Аллах ниспосылает с неба воду, посредством которой Мы взращиваем плоды различных цветов. В горах также есть различные тропы – белые, красные и совершенно черные» (35:27).
Таким образом, Вселенная и все что в ней находится подстроено для жизни человека. Такова идеология Ислама. Таковы были и убеждения христиан в Европе, пока в 1543 году Николай Коперник не выпустил свой трактат «О вращениях небесных сфер». С этого момента в Европе (центре научных познаний) пути науки и веры разошлись.
И сегодня мы живем на третьей планете в Солнечной системе, которых в нашей необъятной галактике великое множество, - более 400 миллиардов звезд. В свою очередь наша Галактика всего лишь малая часть Вселенной, а место где существует человечество, не является привилегированным, как-либо выделенным среди других.
И вот через 500 лет ученые всего мира стали вновь говорить об особом месте человечестве во Вселенной.
Антропный принцип и креационистский подход
Антро́пный принцип — принцип, который был предложен с целью объяснить, с научной точки зрения, почему в наблюдаемой нами Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между фундаментальными физическими параметрами, которые необходимы для существования разумной жизни. Впервые она была сформулирована астрофизиком Брендоном Картером 1973 году на ассамблеи Международного астрономического союза, посвященного 500-летию со дня рождения Коперника.
«Наше положение во Вселенной, — утверждал Картер, — с необходимостью является привилегированным, по крайней мере в той степени, чтобы допускать наше существование». То есть большая часть Вселенной, а может и вся, кроме нашей Земли, не пригодна для жизни. Это утверждение легло в основу принципа, получившего название «Слабый антропный принцип». Это означало, что во Вселенной встречаются разные значения мировых констант, но наблюдение некоторых их значений более вероятно, поскольку в регионах, где величины принимают эти значения, выше вероятность возникновения наблюдателя. Другими словами, значения мировых констант, резко отличные от наших, не наблюдаются, потому что там, где они есть, нет наблюдателей.
На той же ассамблее тем же Картером был сформулирован и «Сильный антропный принцип». Картер утверждал, что «Вселенная должна быть такой, чтобы на определенной стадии допускать появление наблюдателя». То есть Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни. Эта формулировка положила в науке начало принципу, которое утверждало о некой цели существования Вселенной: она создана для человека. Таким образом, наука и метафизическое представление об устройстве этого мира причудливым образом соединились в одной концепции.
Наука не сразу пришла к таким выводам. Еще в 1919 году математик Герман Вейль выяснил, что разница между силой электрического взаимодействия протона и электрона в атоме водорода их гравитационным притяжением равна 1039. В 30-ые годы физик Поль Дирак сравнил самый большой встречавшийся в науке интервал времени с самым маленьким, который необходим свету, чтобы пройти путь, равный размеру протона. Соотношение вновь получилось около 1039. Эти совпадения объяснил позже астрофизик Роберт Дикке, показавший, что только если соотношения Вейля и Дирака велики и близки друг к другу, звезды наработают достаточно тяжелых элементов, в частности углерода, чтобы возникла жизнь и появился человек.
Если бы эти параметры отличались от своих наблюдаемых значений лишь на небольшую величину, разумная жизнь (в привычном нам понимании) не могла бы образоваться. Наша Вселенная будто специально приспособлена для появления в ней разумных существ.
В 50-ые годы проводились попытки синтезировать углерод из гелия: сначала пара ядер гелия сливается в ядро бериллия, потом к нему добавляется третье ядро гелия и образуется углерод. Но при столкновении бериллия и гелия получается неустойчивое ядро, которое обычно сразу разваливается. Физики-ядерщики предположили, что необходимо найти такое возбужденное состояние ядра углерода, достаточной для эффективной реакции ядер бериллия и гелия. Энергия нужного состояния — около 7,7 мегаэлектронвольта, была установлена астрофизиком Фредом Хойлом. Без данного резонанса с энергией, будь она немного больше или меньше, углеродная жизнь была бы невозможна.
Следовательно, во Вселенной всё «настроено» для того, чтобы жизнь смогла образоваться и просуществовать достаточно долго. Эта концепция получила название «Тонкая настройка Вселенной». Согласно ей в основе Вселенной и ряда её составляющих лежат не произвольные, а строго определённые значения фундаментальных констант, входящих в физические законы. Значения фундаментальных постоянных, а всего их сегодня насчитывается 26 штук, не выводятся из теории, а измеряются экспериментально. То есть они уже заранее установлены и неизменны.
В законах физики буквально нельзя ничего изменить без риска получить мир, лишенный наблюдателей.
Если немного увеличить ядерное взаимодействие, связывающее протоны и нейтроны, то можно получить стабильное атомное ядро, состоящее из двух протонов без нейтронов, так называемый дипротон, или гелий-2. Если верить расчетам, то в таком мире все протоны объединились бы в пары, и во Вселенной не осталось бы водорода, а значит, не было бы ни воды, ни жизни.
Если всего в несколько раз усилить гравитацию, то звезды, сжавшись, станут прогорать в десятки тысяч раз быстрее, не оставляя времени для развития биологических видов.
В среде ученых называются разные причины тонкой настройки. Ряд учёных полагает, что в основе существующих закономерностей лежит разумный замысел (креационизм); другие считают тонкую настройку случайным образованием в Мультиверсе (гипотетическая мультивселенная, о которой речь пойдет чуть позже).
Креационизм – это теологическая концепция, стремящееся найти в природе научное подтверждение существования Творца, то есть основные формы органического мира, человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Креационизма придерживаются все мировые религии.
В большинстве своем христиане настаивают на буквальном следовании Книге Бытия Ветхого Завета (буквалистский подход), то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 или 7500 лет назад. Есть те кто утверждают, что это универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний (метафорический подход); в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет, поскольку в Библии слово «день» означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени.
Многие представители ортодоксального иудаизма отрицают теорию эволюции, настаивая на буквальном прочтении Торы. Таким образом, взгляды представителей классического ортодоксального иудаизма близки к буквалистскому креационизму.
В нашей религии критика эволюционной теории является гораздо более резкой, чем в христианской. Одним из самых активных пропагандистов исламского креационизма является Харун Яхья. Есть некоторые европейские мусульманские авторитеты (назвать их учеными не поворачивается язык), признающие факт эволюции, ссылаясь на то, что в Коране, в отличие от Книги Бытия, отсутствует подробное описание сотворения мира.
Однако отношение позиции человека и Вселенной я подробно описал в первой части.
Таким образом, в науке со второй половины XX века получило развитие мировоззренческих концепций, которые ранее были отвергнуты. Децентрализация человечества в космосе было воспринято научными кругами как некая данность, отход от которой расценивался как «возвращение к мракобесию».
Сегодня благодаря достижениям современной науки, «прошлое мракобесие» вновь получило поддержку и уже в научных формулировках применяется для разгадки тайн Вселенной.
Теория Мультиверса и поиски альтернативы Бога
Появление метафизических воззрений вызвало необычайный диссонанс в научных кругах. Многие ученые-атеисты не могли признать существование некоего «Настройщика», который всем управляет.
Стали появляться другие гипотезы.
Так была сформулирована гипотеза о существовании некоего еще неоткрытого принципа, препятствующего возникновению Вселенной, неспособной к порождению разумных существ. В отличие от теории разумного замысла (креационизма) такой ограничивающий принцип якобы имеет естественную природу и должен быть изучен.
В поиске ответа, и, несмотря на очевидные преимущества антропного принципа, ученые сформулировали еще одну сложную математическую конструкцию, называемую Теорией струн. Все элементарные частицы в этой теории представлены не точками, а крошечными туго натянутыми колечками — струнами, размером в миллиарды раз меньше атомного ядра. Эти колечки постоянно вибрируют, и не в трех, а в десяти пространственных измерениях, где у струны куда больше разных способов колебаться. Каждому типу их колебаний соответствует определенный набор свойств элементарной частицы — масса, заряд т. д. Все параметры элементарных частиц чисто математически выводятся из анализа возможных колебаний одинаковых элементарных струн. Эта теория должна была «похоронить» антропный принцип.
Но и Теория струн оказалась небезупречной. В пространстве есть три измерения и только в такой трехмерной системе устойчивы атомы, а следовательно в других измерениях планеты просто будут разрушаться. Для теории струн необходимо 10 измерений. Если предположить, что 7 из них свернуты, то мы получаем три необходимых нам измерения. Но оказалось, что свернуть «лишние» измерения можно по-разному, то есть примерно 10500 способами. Непонятно, как из такого невообразимого множества обоснованно выбрать один-единственный вариант.
Был также сформулирован и так называемый Принцип заурядности — принцип, заключающийся в утверждении того, что ни Земля, ни люди на ней не являются чем-то выделенным во Вселенной. Принцип утверждает, что существует или возможно существование большого количества планет и цивилизаций, подобных нашей. Этот принцип является обобщением принципа Коперника, утверждающего то же самое только для Земли как планеты.
Но наиболее распространенной на сегодняшний день стала идея Мультиверса.
Теория Мультиверса утверждает, что наша Вселенная одна из многих, где редкостным образом совпали благоприятные для жизни параметры, то есть наша Вселенная — лишь один из множества миров, со своими законами физики в каждом. Мало того, большинство из такого огромного количества ничем не связанных друг с другом Вселенных будут безжизненны. Но вот проверить данную теорию не представляется возможным, ведь другие независимые параллельные миры (Вселенные) просто не наблюдаемы. Нередко ее даже отождествляют с самим антропным принципом, но противопоставляют креационизму. Ведь по теории несовместимые с жизнью Вселенные просто лишены наблюдателей.
Знамения для размышляющих
К сожалению, постоянное противостояние науки и религии, происходившей на протяжении всей истории христианства, вызвало непреодолимое отторжение сознания большинства ученых на протяжении многих веков от истины и Бога.
Ислам многими учеными воспринимается как одна из религий, а, следовательно, не претендует на истинность в научных познаниях. Пока люди не отошли от Ислама, именно он был движущей силой науки и культуры, расцвет которых пришелся на первые века существования Халифата. Но и сейчас, чем дальше заходит наука, тем глубже раскрываются те самые простые истины, описанные в Книге Аллаха.
Люди, убежденные в истинности всего, что написано в Книге Аллаха только укрепляются в своей вере после изучения научных докладов о бессилии ученых-материалистов найти теории, которые будут способны объяснить происхождение Мира без участия Творца.
Понимая неизбежность утверждения в науке антропного принципа, и впоследствии все больше набирающего обороты креационизма, материалисты формируют на его основе различные теории, такие как теории струн и Мультиверса.
А ведь в Коране сказано:
«Воистину, на небесах и на земле есть знамения для верующих» (45:3).
И сказано:
«Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (45:13).