Буркини и хиджаб

В некоторых странах мира исламская женская одежда становится политическим символом, поэтому есть и ограничения. Во Франции есть запрет и на буркини – специальный купальный костюм для женщин-мусульманок, пишет сегодня «Радио Азаттык».

Некоторые мусульманки нелегко воспринимают запрет на ношение исламской одежды. Несмотря на это, к примеру, чиновники Франции уже давно стремятся ограничить виды одежды для мусульманских женщин. Президент Франции Николя Саркози выразил свое субъективное мнение об исламской женской одежде. По его словам, в такой одежде женщина выглядит как заключенная за занавес, отрезанная от общественной жизни и лишенная индивидуальности.

Однако американский антрополог и автор книги «Почему французы не любят головные платки», Джон Боуэн, считает, что Саркози использует исламскую женскую одежду в качестве предлога для решения более широкой озабоченности, связанной с исламским экстремизмом.

«Утверждение о том, что платок был символом угнетения женщин, не имеет конкретных доказательств. Оно отчасти вброшено», - сказал Джон Боуэн.

Тем не менее официальные лица Франции ввели ряд запретов на исламскую женскую одежду, в частности на ношение мусульманских платков в школах. Недавно французские законодатели заявили, что общественные бассейны закрыты для тех женщин, которые носят буркини – плавательный костюм, напоминающий свободно облегающий гидрокостюм с прикреплённым капюшоном.

Отметим, что буркини – это новый вид купального костюма для женщин, соответствующий нормам исламского закона. Купальник для мусульманок получил название «буркини» от слов burqa (паранджа) и «бикини». Его создателем является австралийский дизайнер ливанского происхождения Ахеда Дзанетти.

Ахеда Дзанетти говорит Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», что идея создать буркини родилась у неё после прочтения статьи о трудностях мусульманок, проживающих в социально-консервативных странах. По её мнению, эти женщины сталкиваются с трудностями, когда речь идет даже об обычном плавании.

Несмотря на то, что буркини может удивить своим видом посетителей пляжей, которые приучены к более открытому купальному костюму, одобренному на Западе, он имеет свои преимущества. Например, раньше многие женщины в мусульманских странах предпочитали плавать в парандже. В лучшем случае тяжесть ткани этой одежды могла создать неудобства в воде, а в худшем - существовала опасность того, что женщина, плавая в парандже, могла просто утонуть.

Однако должностные лица Франции мотивировали запрет посещения сеансов плавания для мусульманок в буркини тем, что их купальники якобы не соответствуют гигиеническим требованиям. Однако подобное решение вызвало ряд споров в стране, известной в мире своими топлесс-пляжами и преданностью моде.

Растущие волнения побудили французских чиновников начать общественные дискуссии на тему французской национальной идентичности. В том числе обсуждается и выдвинутый ими запрет на ношение буркини. Джон Боуэн, который готовит экспертное заключение для французской парламентской комиссии, говорит, что дебаты об исламской одежде используются для того, чтобы оправдать атеизм.

«Это - символ государственного проекта. Специфический государственный проект, который является атеистическим. И это проявляется в специфической попытке не принимать то, что они назвали бы исламистской идеологией», - говорит Джон Боуэн.

Несмотря на то, что большинство жителей центральноазиатских республик являются мусульманами, официально страны считаются светскими. Правительства стран региона опасений, что угроза для их власти придет в виде исламских экстремистов.

К примеру, из-за роста количества женщин и девушек, желающих носить хиджаб, власти Кыргызстана и Таджикистана пытаются запретить ношение исламской женской одежды в школах и высших учебных заведениях. Правительство Узбекистана ограничивает ношение хиджаба, даже и в общественных местах. К тому же недавно правительство этой страны запретило женщинам носить хиджаб в школах и университетах, которые находятся на юге страны, где ислам более распространен.

Узбекские власти запретили женщинам носить платок во время празднования Дня независимости республики, заявив, что женщины-террористки могут использовать широкие платки, чтобы скрыть там бомбу. Однако многие женщины-мусульманки находят подобные действия смехотворными.

Дизайнер и создатель буркини Ахеда Дзанетти считает, что боязнь терроризма не может служить оправданием для применения суровых мер со стороны узбекских властей в отношении того, что она называет кусочком ткани. «Я могу спрятать бомбу в своем нижнем белье. Я это могу. Я могу ходить в нем и прятать там бомбу. Серьезно. Бомбы становятся все меньше и более мощными», - говорит дизайнер.

В ограничении ношения исламской женской одежды Казахстан не исключение. В стране были случаи, когда в средних и высших учебных заведениях страны девушкам запрещали посещать занятия в хиджабе. В конце сентября этого года министр образования Жансеит Туймебаев и министр юстиции Рашид Тусупбеков в своих ответах на личных блогах противоречили друг другу по вопросу о праве учениц появляться в школах в исламских женских одеждах.

Так, Жансеит Туймебаев написал в своем блоге, что в школах Казахстана запрещено носить одежду, подчеркивающую принадлежность к той или иной вере, в том числе хиджаб. Он написал, что в соответствии с законом «Об образовании» основным принципом государственной политики в области образования является светский, гуманистический и развивающий характер образования. Кроме того, он заявил, что в образовательных учреждениях запрещена деятельность религиозных организаций.

Министр юстиции Рашид Тусупбеков, отвечая на подобный вопрос в своем блоге, написал, что учащимся школ и вузов носить хиджаб в Казахстане не запрещено. «Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных организаций республики», - написал министр юстиции.



комментариев