В 2000 году Анас Силвуд переехал из Великобритании в Иорданию. Переезд планировался всего на несколько месяцев для того, чтобы изучить арабский язык, но вскоре молодой человек понял: Амман – это то место, где он хотел бы жить. Вскоре он освоил арабский, ближе узнал ислам и остался жить в Иордании.
«Каждый раз, когда я возвращался в Великобританию, наблюдал за те тем, как окружающие негативно реагируют на одежду мусульман. Это случалось снова и снова, несмотря на большое количество мусульман, проживающих в этой стране. Тогда я и решил нужно что-то менять, нужно создать лучшую и качественную одежду для мусульман», – говорит Анас.
Интуиция Анаса не подвела – в 2002 году он создал один из первых мусульманских сайтов моды «Шукр» с возможностью через интернет приобретать одежду. Это был успех. Объемы продаж выросли и компания расширила свою деятельность, в том числе в США, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Можно сказать, что тогда Анас был пионером на неосвоенном рынке. Согласно докладу глобальной исламской организации, за 2015-2016 гг. мусульмане потратили около $ 230 млрд на покупку одежды, и по прогнозам в 2019 г. эта цифра возрастет до $ 327 млрд – больше, чем текущие продажи комбинированной одежды в Великобритании ($ 107 млрд), в Германии ($ 99 млрд) и Индии ($ 96 млрд).
Дело мусульманской моды
«Значение религии в жизни людей определяет в том числе их запросы на те или иные товары. Например, по сравнению с Европой, где только один из трех опрошенных считает религию важной составляющей своей жизни, или в США, где этот процент колеблется в пределах 50 процентов, в большинстве мусульманских стран 88 процентов населения определяют религию как важную часть своей жизни. Есть также демографическая причина большого объема реализации одежды мусульман. Средний возраст в странах мусульманского большинства составляет около 30 лет, в Европе и США около 44.
Это очень важно, так как покупательная способность молодых потребителей, как правило, выше еще в течение многих лет. Третий важный фактор – экономический. Валовой внутренний продукт страны с большинством мусульманского населения, по прогнозам, вырастет в среднем на 5,4 процента в год по сравнению с 3,4 процентами в Европе и США в течение следующих нескольких лет. Последний, но не менее важный фактор – по прогнозам, 29 процентов к 2030 году от общей численности населения, будут мусульмане», – говорит исследователь исламской моды Рафиддин Шикох.
Рабия Z, дизайнер из ОАЭ, – ветеран в области мусульманской моды. «Я начала создавать скромную одежду еще в 2001 году», – говорит она. «Тогда я жила в США, это время как раз пришлось на период 11 сентября, тяжелое время для всех…из-за терактов многие мои друзья сняли хиджаб.
Тогда я и решила стилизовать мусульманскую одежду, которую позже опубликовала в интернете. Должна признаться, я не могла поверить – не было никого, кто создавал бы красивую одежду для миллионов мусульманок», – говорит Рабия.
Неслихан Чевик, автор книги о трансформации роли женщины в исламе и основатель «M-Line Fashion», говорит, что мусульманки, как правило, представлены в виде угнетенных женщин, которые не в состоянии сделать свой собственный выбор, но рынок спроса мусульманской одежды показывает нам совершенно иное.
Индивидуальное желание создать что-то для себя и в последствии переросшее в линию дизайнерской одежды сделала дизайнер из России Диляра Садриева, основатель линии одежды «Bella Kareema» «Я начала создавать мусульманскую одежду в качестве хобби. Большинство мусульманской одежды, реализуемой в России, поступают из Турции или с Ближнего Востока, но они не подходят для нашего климата и стиля». Два года спустя одежда марки «Bella Kareema» продавалась во множествах магазинов, принимая участие в показах моды в Лондоне, ОАЭ и Турции. «Мой секрет, я думаю, это элегантность, сочетание культур и традиций», – говорит Диляра.
Мусульманские дизайнеры не являются единственными, кто создает одежду для мусульманок. Крупные международные бренды, такие как DKNY, H&M и Uniqlo также создали коллекции ориентированные на мусульманский рынок. Совсем недавно D&G представила в своей коллекции абаю и хиджаб, вызвав ажиотаж в мире моды, сообщает издание «Аль Джазира».