Ашура - день искупления грехов

Завтра 24 ноября, или 10 Мухаррама по лунному мусульманскому календарю, наступает день Ашура.

Это тот день, в который Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. На Ашура мусульманам следует держать пост, однако это является добровольным поклонением.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды, «когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?». Они ответили: Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным. аль-Бухари 2004.

Пост в день Ашура был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяце Рамадан. См. Фатхуль-Бари 4/290.

Однако после того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан, то обязанность поста в день Ашура спала, и пост в этот день стал добровольным, за соблюдение которого уготована великая награда! Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день Ашура служит искуплением грехов прошедшего года». Муслим 1162.

Узнав в конце жизни, что иудеи почитают этот день как праздник, пророк сказал: В таком случае, в следующем году, если пожелает Аллах, мы будем поститься и девятого числа. Но не прошло и года, как Посланник Аллаха скончался (Муслим, Абу Дауд).

Поэтому ученые считают, что желательно держать пост 9 и 10 Мухаррама, так как это служит отличием Уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, от иудеев, или же 10 и 11 Мухаррама.

Но для того, чтобы не уподобляться иудеям, следует поститься день Ашура с одним днем до или после. Ибн Аббас рассказывал: Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: О посланник Аллаха, это день, который чтят евреи и христиане. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа». Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался. Муслим 1/151.

Говоря о посте в день Ашура, шейх Ибн аль-Къайим сказал: Пост в этот день имеет три вида! Наилучший из них это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид это соблюдение поста в 9 и 10 день, и на это указывает большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только 10 (т.е. в день Ашура). См. Задуль-маад 2/76.

Особенно сейчас желательней всего поститься в этот великий месяц, так как он выпал на зимний период, когда дни короткие, а ночи длинные, что не составляет никакого труда соблюдать пост. И по этому от Джабира, Анаса и Амира ибн Масуда передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост зимой холодная добыча». Ахмад 18979, ат-Тирмизи 797, аль-Байхакъи в «Шуаб аль-иман» 3941, 3942. Хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали этот хадис хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1922, «Сахих аль-джами» № 3868.

Ибн Умар говорил: Люди времен джахилии соблюдали пост в день Ашура, и в этот день постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Ашура это день из дней Аллаха! И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится». Муслим 1126.

Имам Уалию-Ллах ад-Дахляуи сказал: Тайна законности поста в день Ашура в том, что это день, в который Всевышний Аллах даровал победу Мусе, мир ему, над фараоном и его народом. И Муса благодарил за этот день, и это стало Сунной среди людей Писания и арабов, и это подтвердил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). См. Худджату-Ллахи аль-балигъа 2/532.

Аль-Асуад ибн Зайд говорил: Я не видел никого, кто побуждал бы поститься в день Ашура так, как это делали Али ибн Аби Талиб и Абу Муса! Ибн Аби Шайба 3/56, ат-Таялиси 1212. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

День Ашура - не праздник

Также следует отметить, что многие мусульмане ошибочно считают, что день Ашура является праздником (Ид), и готовят еду, приуроченную к этому дню для раздачи, угощения и т.п. Однако нет на это никакого указания в Исламе. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: Нет ни одного указания на это ни от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазхабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги Сахих, Сунан или Муснад. См. Маджмууль-фатауа 25/299.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: Шайтан по причине убийства Хусайна (внука пророка) внедрил среди людей два нововведения: Нововведение в виде печали и причитания в день Ашура, а также избиение себя, крики и плачь (что делают шииты)… и нововведение в виде радости и ликования. Одни внедрили в этот день горе, а другие радость, и по этой причине внедрившие радость стали в этот день купаться, использовать сурьму, навещать родственников, готовить необычную еду и т.п. Все это заблудшее нововведение! Никто из имамов четырех мазхабов и других имамов этого не дозволял! См. Минхадж ас-Сунна 4/556.

По материалам Soliha.com



комментариев