В Татарстане появятся два новых праздничных дня - День принятия ислама и Ураза-байрам

Члены комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам татарстанского парламента рассмотрели проект о внесении изменений в закон РТ «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан».

Проект изменений предлагает сделать праздничным днем день официального принятия ислама Волжской Булгарией – 21 мая и нерабочим праздничным днем – Ураза-байрам, сообщает пресс-служба Госсовета РТ. Члены комитета поддержали законопроект и направили его для рассмотрения парламентом.

На сегодняшний день Ураза-байрам является нерабочим праздничным днем в семи субъектах Российской Федерации: Башкортостане, Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне, Ингушетии.

Напомним, ранее Татария выступила с инициативой ввести день принятия ислама в России. Впервые с этой идеей выступил спикер госсовета Фарид Мухаметшин. Выразив недоумение в связи с появлением в числе официальных памятных дат России Дня крещения Руси, господин Мухаметшин отметил, что "это вызывает вопросы среди неправославной части населения, не только в Татарстане". Включить в календарь памятных дат день принятия ислама прямо на заседании СФ предложил амурский сенатор Амир Галлямов. Глава СФ Сергей Миронов в ответ сказал, что, по его мнению, эту идею "необходимо поддержать и проработать".

9 июня госсовет Татарии направил обращение спикерам Госдумы и СФ Борису Грызлову и Сергею Миронову "О внесении в перечень памятных дат РФ Дня принятия ислама на территории России". Тогда же госсоветник Татарии, экс-президент республики Минтимер Шаймиев заявил, что, если Госдума отвергнет инициативу госсовета, "парламент Татарстана может утвердить в республике этот день как памятный".

Вчера глава комитета госсовета по науке Разиль Валеев сообщил "Ъ", что инициатором внесения поправок в республиканский закон выступил сам комитет. "Но с такой инициативой уже давно выступали религиозные организации, Духовное управление мусульман Татарстана, Российский исламский институт и просто граждане,— сказал он.— После установления Дня крещения Руси они особенно активизировались". По его словам, установление такой даты находится в рамках полномочий Татарии.

Однако, как сообщил господин Валеев, установлению дня ислама в России мешает дискуссия между представителями татарского и кавказского духовенства о том, какую дату считать отправной точкой. Напомним, дискуссия с новой силой разгорелась в июне на торжествах, посвященных 1121-й (по лунному календарю) годовщине принятия ислама Булгарским ханством, которые прошли в Татарии на территории музея-заповедника Болгар. Так, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии дагестанского научного центра РАН Шамиль Шихалиев отметил, что в Дагестане ислам начал распространяться еще в 642 году, когда город Дербент был захвачен войсками арабов-мусульман. "Мы уважаем дату распространения ислама в Дагестане, которое произошло в VII веке,— сказала тогда пресс-секретарь Совета муфтиев России Гульнур Газиева.— Однако тогда не было государственного образования, поэтому трудно говорить о принятии ислама в России". В результате кавказская сторона решила взять паузу, чтобы выработать консолидированную позицию. "В Госдуме и Совете федерации нам говорят, что для решения вопроса сначала следует согласовать свои позиции",— отметил господин Валеев.

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарии по взаимодействию с государственными структурами Валиулла Якупов вчера рассказал, что никаких переговоров по этому вопросу пока не ведется. "Мы направили муфтиям Северного Кавказа свою резолюцию. Ждем их ответа, но пока они молчат",— сказал он. Глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев вчера заявил "Ъ", "что Татарстан имеет право" говорить о дате 21 мая 922 года только у себя в республике. "Если он хочет установить эту дату, пусть устанавливает у себя, на уровне России это неприемлемо",— сказал он. Господин Бердиев отметил, что стороны все же надеются выработать "совместное решение".



комментариев