В Республике Дагестан за последние несколько лет образовалось наибольшее, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, количество исламских образовательных учреждений. В эти дни во всех исламских учебных заведениях республики идут подготовительные работы к началу нового учебного года.
Как рассказали РИА «Дагестан» в пресс-службе министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям РД, система исламского образования в республике представлена тремя уровнями: первой ступенью организованного мусульманского обучения являются примечетские начальные школы (мактабы). Мусульманские образовательные заведения второй ступени после начальной считаются медресе. Третья ступень – это исламские высшие учебные заведения (исламские университеты, институты).
Министерством по национальной политике, делам религий и внешним связям РД во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами проведена работа по уточнению данных о религиозных учебных заведениях, функционирующих на территории Республики Дагестан по состоянию на 1 августа 2012 года.
По итогам проведенных уточнений установлено, что на территории республики на сегодняшний день образовано 15 исламских вузов, в которых обучаются 1770 учащихся. При этом лицензии на право осуществления образовательной деятельности имеют 6 вуза.
В республике действует 201 примечетская начальная школа (мактабы), в которых обучаются около 3000 учащихся.
«Обучение в мактабах носит непостоянный, сезонный характер. Количество учеников меняется. Мактабы стихийно возникают и прекращают свою деятельность, поэтому плохо поддаются учету. Основная цель таких школ – обучение намазу (молитве) и чтению арабского текста Корана. Программа мактабов включает основы арабской грамматики, основы религии. По данным администраций городских и районных муниципальных образований всего на территории республики образовано 79 медресе с численностью учащихся в 2970 человек», – говорится в сообщении миннаца РД.
Лицензии на право осуществления образовательной деятельности имеют 11 медресе. Медресе в основном функционируют при джума и крупных квартальных мечетях республики. В них преподают в большинстве случаев имамы и будуны мечетей. Здесь, в отличие от начальных школ, дают основы исламских знаний, обучение длится дольше.
Многие медресе в республике относятся к той или иной мечети только номинально и фактически являются самостоятельными образовательными учреждениями, иногда довольно крупными, с большим числом обучающихся, в том числе прибывших из других населенных пунктов.
В учебные планы негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального религиозного образования Республики Дагестан (НИОУ СПРО) введены светские дисциплины до 40% аудиторной учебной нагрузки (русский язык, литература, история России, история Дагестана, информатика, экология, физическое воспитание, педагогика и психология) и 60%-религиозные специальные дисциплины. Все негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального религиозного образования Республики Дагестан, получившие лицензии, работают по учебным планам, составленным на русском языке и утвержденным учредителем.
Наибольшее количество исламских образовательных учреждений функционирует в городах Махачкале (29), Хасавюрте (23), в Цумадинском (22), Шамильском (24), Карабудахкентском (10), Казбековском (16), Кизилюртовском (13), Кизлярском (6), Хасавюртовском (21), Гумбетовском (10), Гунибском (13), Левашинском (8), Унцукульском (6) районах РД.
«Основной контингент обучающихся в исламских учебных заведениях – подростки и молодежь от 12 до 23 лет. В вузах и медресе городов и районов республики девушки составляют от 25 до 30% учащихся. Обучение во всех исламских учебных заведениях в основном бесплатное, в большинстве случаев учащиеся за счет исламских учебных заведений обеспечиваются жильем и питанием», – говорится в отчетном документе миннаца.
Министерство также отмечает, что основными источниками финансирования деятельности исламских учебных заведений, действующих в РД, являются собственные средства, получаемые от осуществления различных видов деятельности, добровольные пожертвования, спонсорская поддержка, поддержка со стороны органов государственной власти и муниципальных властей в виде разовой финансовой помощи. Зарубежные фонды и общественные объединения на образовательный процесс в исламских учебных заведениях республики влияния не оказывают.
Выпускники данных учебных заведений, в зависимости от прослушанных ими курсов и ступени обучения, на которой они остановились, получают одну из трех специализаций: чтец Корана; имам-хатиб, умеющий читать и переводить на родной язык исламскую литературу; алим – специалист в арабо-мусульманских науках.
В Республике Дагестан созданы и функционируют два теологических института: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт теологии и международных отношений имени Мамма-Дибира аль-Рочи и негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Чиркейский институт имени Саида Афанди.
С 2007 г. в Махачкале функционирует Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки (СКУЦИОН).