Мусульмане Молдовы в условиях нагнетаемой паники

14 марта 2011 года Министерство юстиции Молдовы зарегистрировало Исламскую лигу, которая стала первой в Молдове официальной религиозной организацией мусульман. К сожалению, это радостное для местных мусульман событие было впоследствии омрачено тем, что стало поводом для различных, прежде всего политических, спекуляций на настроениях населения, а также нагнетания паники и межконфессионального напряжения.

Вместо того, чтобы развивать плодотворное сотрудничество во имя мира и наилучшего вклада в развитие и благополучие общества, православное население страны стравливается с горсткой проживающих в ней мусульман, искусственно раздувая межконфессиональный конфликт.

Однако несложный анализ аргументов, которые используются для нагнетания недовольства и паники среди населения, дает возможность увидеть, что доводы, всколыхнувшие и держащие в напряжении несколько миллионов человек по всей стране, не выдерживают никакой критики. Возникает вопрос – зачем в таком случае в стране нагнетается напряжение и кому это выгодно?

Термин “официальная религия” - яблоко раздора

Использование этого термина стало причиной достаточно бурной реакции многих людей в силу либо неправильного понимания самого термина, либо непонимания необходимости признания за Исламом такого статуса на территории Молдовы.

Часть людей оказалась сбитой с толку самим термином «официальная религия». Должно быть, немалую роль в этом сыграла специфика терминологии в молдавском языке, ведь термин “oficiala” (“официальная”) чаще всего употребляется в словосочетании “oficiala de stat” (“государственная”). Непонимания отличий статусов «официальная религия» и «государственная религия» привело к тому, что часть граждан республики восприняла эту новость как официальное объявление о взятии курса на “исламизацию” православного населения страны, в то время как статус официальной всего лишь позволяет на законных основаниях исповедовать эту религию и отправлять религиозные обряды без какого-либо ущемления законных прав и интересов остальной части общества, нормальная практика во многих странах мира.

Почему получение этого статуса было так важно для мусульман Молдовы? Долгие годы молдавские мусульмане, несмотря на закрепленное законодательно право на свободу вероисповедания, были де-факто лишены возможности как-либо реализовать это право и не попасть при этом в поле зрения правоохранительных органов. Единственной возможностью проведения каких-либо связанных с религией мероприятий было проведение их при землячествах в пределах общественных культурных центров. Однако при таком подходе возможность как-то сохранять свою национальную и религиозную идентичность была лишь у приезжих мусульман. При этом интересы граждан Молдовы исламского вероисповедания не учитывались.

Председатель партии коммунистов Молдовы Владимир Воронин, который неоднократно отклонял обращения общины мусульман за регистрацией, мотивировал свою позицию тем, что видит страну православной и на ее территории не должны действовать другие церкви. Такой же позиции придерживается митрополит Русской православной церкви Молдавской митрополии Владимир. Такое высказывание митрополита, отстаивающего интересы и зоны влияния своей церкви, понять можно. А вот позицию чиновника светского государства, в котором церковь от власти отделена, при работе с обращением граждан этого государства для обеспечения их гарантированных законодательством прав и свобод; а также принятие им решений только на основании собственных симпатий-антипатий – понять сложно.

Ислам был внесен в национальный реестр Молдовы как религия, которую можно официально исповедовать на территории страны. Молдавские мусульмане получили возможность открыто исполнять свои обязанности, смело заявлять о своем вероисповедании, и быть активными членами общества, делающими свой вклад в его развитие, не теряя при этом собственной идентичности.

Вслед за легализацией Ислама 14 марта 2011 года Министерство юстиции зарегистрировало первую мусульманскую организацию на территории страны – Исламскую Лигу Республики Молдова (ИЛРМ), которая была создана с целью координировать процесс исламского регионального развития в Республике, консолидировать взгляды мусульман, и представлять их интересы, как на территории страны, так и за рубежом.

Исторические параллели как повод неприятия легализации Ислама

Еще одним аргументом в развернувшейся вокруг вопроса полемике является воззвание к исторической памяти народа и ссылки на молдавско-турецкие войны, которые имели место быть. Аргумент довольно странный, если учитывать, что Молдова с Турцией в наше время строят партнерские отношения и намерены в дальнейшем их развивать. Тем более не могут и не должны отвечать за конфликты с государством, к правопреемнику которого у официального Кишинева никаких претензий не имеется, молдавские мусульмане.

Турция - не единственная страна, с которой молдаване в свое время воевали. Однако, как отмечают сами же использующие анти-турецкие аргументы участники обсуждения (в частности, Владимир Воронин), за практически 300 лет османского правления в Молдове не было построено ни одной мечети. Приводящие этот аргумент люди видят это в свете того, что строительство мечетей остановили их предки и взывают именно к их исторической памяти, не желая видеть очевидного: завоеватель, могущественная империя, у которой хватило военного ресурса подчинить себе молдавские земли, - при желании могла бы без труда найти военный ресурс и на принудительную исламизацию этих земель. Но этого сделано не было, несмотря на наличие возможности и подчиненный статус Молдовы.

Более того, Штефан чел Маре Великий, фактически впервые консолидировавший молдаван как нацию и немало воевавший с турками, предвидел, что в будущем Молдова может потерять свою самостоятельность. И то, как он оговорил эту возможность для своих потомков, можно найти в в летописи Григоря Уреке: “...если вы хотите, чтобы ваши дети и внуки говорили на языке ваших предков, а не подражали соседям - не принимайте покровительства ни поляков, ни венгров, ни московского царя. Они, если приходят на какую-либо землю - никогда не уйдут с нее, и под любым предлогом заставят вас отказаться от своей веры, и они будут требовать говорить на их языке, и это будет двойным гнетом. На сегодня самыми сильными являются турки. Очень желаю, чтобы вы оставались независимыми. Но если так случится, что вы не сможете удержать свою свободу [...] - ищите покровительства у турков. Они не присваивают земель в чужом государстве и не строят своих мечетей, и не навязывают своего языка, и не запрещают использовать любой другой язык”.

Необходимость соответствовать реалиям жизни и обеспечивать безопасность

Противники придания Исламу официального статуса также апеллируют к тому, что теперь в стране появятся экстремисты. Однако легализация Ислама как раз поспособствует тому, чтобы консолидировать мусульман республики, дать им возможность получать достоверные знания о своей религии, чтобы их не могли, используя подложную аргументацию, завербовать различные организации экстремистского толка. И наоборот, загоняя мусульман республики в подполье, теряется любая возможность централизированно доносить до верующих истинные и подтвержденные Кораном и достоверной Сунной знания об Исламе и видеть, что занимает их умы и настроения и какие идеи взращиваются на благодатной ниве умов молодежи.

Учитывая миграционные процессы, начавшиеся со времен СССР, в Молдове проживают немногочисленные национальные общины, исповедующие Ислам. Кроме них, мусульманская община страны представлена также некоторым количеством принявших Ислам молдаван, а также гражданами иных государств, находящимися на территории страны на законных основаниях (а значит пользующимися предоставленными легально находящимся на территории страны лицам правами и возможностью осуществления и защиты этих прав).

Поэтому, в целях координации и плодотворного и взаимовыгодного взаимодействия с проживающими на территории республики мусульманами у последних должна быть возможность легально исповедовать свою религию и создавать представительские органы для плодотворного сотрудничества с остальной частью населения.

Нагнетание ситуации в стране - кому выгодно?

Сейчас медиапространство Молдовы стало ареной развертывания информационной борьбы. При просмотре сводок новостей может создаться впечатление, будто все 95-98% православных христиан Молдовы категорически против дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии. Однако это далеко не так.

В частности, прошедший 18 мая 2011 года параллельно с митингами различных православных ассоциаций митинг “Антидискриминационной Коалиции” собрал людей, не согласных с дискриминацией других религий в этой преимущественно православной стране. Сотрудница пресс-службы “Коалиции” Марианна Гэлеску высказалась о недопустимости таких проявлений нетерпимости, особенно с учетом светского характера государства. Эти претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания.

Член Конституционного суда, экс-министр юстиции, принявший перед своей отставкой вызвавшее столько разногласий решение, Александр Тэнасэ не видит в своих действиях ничего безнравственного и противозаконного. У МинЮста, утверждает он, не было оснований для отказа, поскольку Исламская лига – это не экстремистская организация.

С точки зрения Тэнасэ, массовые протесты священнослужителей больше похожи на пиар. А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе, а в разгар кампании по местным выборам, заставляет думать о политической подоплеке «крестового похода», пишет Deutsche Welle.

Выборы состоялись в Молдове 5 июня, однако никто из кандидатов не набрал необходимых 50% голосов избирателей, поэтому 19 июня 2011 года в 253 населенных пунктах страны, включая муниципий Кишинэу, будет проведен второй тур выборов примаров.

Надежда на урегулирование ситуации

Институт экономики и мира опубликовал рейтинг наиболее миролюбивых государств (Global Peace Index), сообщает организация Vision of Humanity. В этом рейтинге, который составляет австралийская аналитическая организация Институт экономики и мира (Institute for Economics and Peace), среди стран СНГ выше всех оказались Молдова на 59-м месте и Украина, занявшая 69-ю строчку.

Основным критерием является «отсутствие насилия», причем учитывались как уровень насилия внутри страны, так и внешняя агрессия, а также уровень образования граждан, уровень коррупции и приверженность демократическим принципам в политике.

В связи с этим хочется выразить надежду, что такое достаточно высокое место в этом рейтинге Молдова получила не зря, и данная ситуация получит мирное разрешение с соблюдением прав и законных интересов обеих сторон, несмотря на накаливание страстей в предвыборной гонке.



комментариев