Рамадан

Муфтий Крыма обсудил с имамами актуальные вопросы

На минувшей неделе в Духовном управлении мусульман Крыма состоялась рабочая встреча имамов с муфтием республики Эмирали Аблаевым, сообщает qmdi.org.

Религиозные деятели обсудили текущие вопросы, а также затронули тему, связанную с проведением патологоанатомического вскрытия. Имамы сообщили муфтию, что зачастую сталкиваются с требованием соответствующих органов на местах о проведении патологоанатомического вскрытия тел умерших мусульман. В частности, были случаи, когда родственники настаивали на том, чтобы вскрытие не проводилось, так как умерший ушел в мир иной ненасильственной смертью, по причине преклонного возраста.

Муфтий напомнил, что в данном случае необходимо четко следовать закону, в котором прописан порядок, связанный с процедурой регистрации смерти.

Также Аблаев отметил необходимость участия имамов в общественной жизни района. также призвав их усилить работу по привлечению молодежи на курсы ислама при мечетях.

На рабочей встрече обсудили акцию "Мерхаметлик", в рамках которой Духовным управлением мусульман Крыма подготовлены ящики для сбора пожертвований, которые планируется разместить в магазинах, торговых центрах и других местах широкого скопления людей, а также в местах компактного проживания крымских татар. По окончанию акции собранные пожертвования будут распределены между обратившимися за помощью тяжелобольными детьми.



1 комментариев


  1. (10.01.2017 12:35) #
    0

    Нельзя вскрывать трупы без веской причины на пользу общества.

    Законодательство России:

    п. 3 статьи 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гласит:
    По религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев:
    1) подозрения на насильственную смерть;
    2) невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;
    3) оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;
    4) подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;
    5) смерти:
    а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;
    б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;
    в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
    г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;
    д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно;
    6) рождения мертвого ребенка;
    7) необходимости судебно-медицинского исследования.

    Одна из позиций мусульманских учёных:

    "Вся хвала принадлежит Аллаху!
    Исламскими научными собраниями и комитетами были проведены расширенные исследования для установления правового статуса анатомирования человеческих трупов в научно-медицинских целях. Причина тому – столкновение в этом вопросе двух основополагающих принципов:
    1) неприкосновенность умершего человека и категоричность законоположений шариата, обязывающих проявлять к нему почтение и уважение;
    2) насущная необходимость, которая во многих ситуациях требует проведения вскрытия.
    Здесь мы изложим научно-правовые заключения, вынесенные по этому вопросу исследовательскими советами и некоторыми современными учеными, в соответствии с которыми, по сути, нет греха в том, чтобы с целью изучения и преподавания медицины использовать в анатомировании мертвые тела людей, при условии, чтобы не было использовано тело такого человека, чье право на жизнь охраняется шариатом, и чтобы при этом не были превышены пределы надобности и необходимости.
    В резолюции Совета по исламскому праву в Мекке, со ссылкой на «фикх ан-навазиль» аль-Джейзани, указано: «В связи с крайней необходимостью, требующей вскрывать тела умерших, и при которой важность пользы от результатов вскрытия превышает важность вреда от нарушения неприкосновенности мертвого человека, на заседании Совета по исламскому праву Международной исламской лиги вынесено следующее определение:
    1. Разрешается вскрывать трупы людей в целях:
    а) установления обстоятельств смерти или обстоятельств совершенного преступления при расследовании уголовного дела, когда для судьи становится затруднительным выявления причин прекращения жизни и он сочтет, что для их установления требуется проведение вскрытия;
    б) распознания болезней с целью их предупреждения и изготовления лекарственных препаратов для их лечения, когда это можно осуществить только в результате вскрытия;
    в) преподавания медицины и её изучения, как это практикуется в медицинских учебных заведениях.
    2. При проведении вскрытия в рамках обучения, предусмотрены следующие ограничения:
    а) Если личность умершего известна, то анатомировать его тело допустимо только при наличии данного им перед своей смертью разрешения на это, либо при наличии разрешения на это его наследников после его смерти, а тело того, чьё право на жизнь не охраняется шариатом, следует вскрывать только при наличии крайней необходимости;
    б) Обязательно ограничиваться только пределами крайней необходимости и не наносить телу покойного ненужных повреждений;
    в) Вскрытием женских трупов могут заниматься только женщины врачи. Мужчинам можно вскрывать женские трупы только в том случае, если не найдутся врачи женщины.
    3. Во всех случаях отсеченные части тела в обязательном порядке подлежат захоронению» (конец цитаты).
    В книге «аль-бухус аль-‘ильмийа» Совета больших ученых КСА (2 / 83 – 84) написано: «Вскрытие бывает трёх видов:
    1) Вскрытие для нужд расследования уголовного дела;
    2) Вскрытие для исследования эпидемических заболеваний, чтобы использовать результаты вскрытия для создания эффективных мер предосторожности от этих заболеваний;
    3) Вскрытие в образовательных целях: для нужд обучения и преподавания.
    Завершив прения, обсуждение мнений и исследование вопроса, на заседании Совета принято:
    Касательно первого и второго вида, Совет считает, что дозволение этих видов отвечает многочисленным интересам в сфере безопасности, справедливости и защиты общества от эпидемических заболеваний. Вред от нарушенного вскрытием почтения к телу не представляет значимости по сравнению с многочисленными и всеобщими интересами, которые соблюдаются посредством этого.
    Поэтому собрание единогласно определило признать дозволенным вскрытие человеческих трупов по этим двум основаниям, вне зависимости от того, будет ли вскрываемое тело телом такого человека, чье право на жизнь охранялось шариатом, или же нет.
    Что касается третьего вида, а это – вскрытие для нужд обучения, то исходя из того, что исламский шариат пришел, чтобы соблюсти и расширить интересы людей, чтобы исключить и сократить вред, чтобы посредством совершения наименьшего из двух зол можно было избежать наихудшего из них, и чтобы при столкновении различных польз предпочтение было отдано более приоритетной из них, а также исходя из того, что анатомирование трупов животных не может служить заменой анатомирования человеческих трупов, и из того, что в анатомировании содержится много пользы для научного совершенствования в различных областях медицины, собранием было определено:
    Вскрытие человеческого трупа в общем не запрещено. Однако, исламский шариат заботится об обеспечении почтительного отношения к мёртвому мусульманину также, как забоится об этому в отношении живого мусульманина, что подтверждается хадисом, который передают имам Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджах со слов ‘Аиши, – да будет доволен ею Аллах! – о том, что Пророк – мир ему и благослвение Аллаха! – сказал: «Ломать кости мёртвого – это то же, что и ломать кости живого».
    Анатомирование же является пренебрежением к его неприкосновенности. Да и к тому же, необходимость в анатомировании в данном случае может быть реализована и с использованием трупов людей, чьё право на жизнь не охранялось шариатом. Поэтому собрание считает, что в данном случае достаточно ограничиться вскрытием только таких трупов и не трогать тела тех, чье право на жизнь шариат охраняет» (конец цитаты).
    В Собрании фетв Ибн База (22 / 349) указано: «Если покойный при жизни был тем, чье право на жизнь охраняется шариатом, не зависимо от того, мусульманин это или неверующий, мужчина или женщина, то не разрешается анатомировать его, так как это является скверным отношением к нему и посягательством на его почтенность. В хадисе, который приводит Абу Дауд (2792), сообщается, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Ломать кости мёртвого – это то же, что и ломать кости живого».
    Если же он будет не из тех, чьё право на жизнь охраняется шариатом, как например, вероотступник или враг, то я не вижу греха в том, чтобы анатомировать его тело в медицинских интересах» (конец цитаты).
    А Аллах же знает лучше!"

    Мне кажется, что с учётом того, что обе позиции направлены на обеспечение общественных интересов, в любом случае можно найти полезное решение вопроса о наличии или отсутствии необходимости вскрытия. Требования мусульман Крыма вполне законны и соответствуют как нормам ислама, так и правовым нормам, установленным государством. А муфтий мог бы совершенно смело заявить соответствующим руководителям государственных органов о том, чтобы при исполнении своих обязанностей не превышали требования законодательства. В данном же случае он проявил слабость и неуверенность, хотя можно и исправить ситуацию.