Дума одобрила вчера в первом чтении поправку в закон о ФСБ, по которой чекисты вправе объявлять предупреждение гражданину только после проверки информации о том, что он позволяет себе действия на грани преступления. С таким порядком, как решили депутаты, человек, получив предупреждение от ФСБ, не будет ущемлен в своих правах и свободах.
Право объявлять любому гражданину официальное предупреждение закреплено за работниками ФСБ с 27 июля 2010 года, согласно вступившей в юридическую силу поправки в закон "О федеральной службе безопасности". Официальное предупреждение — мера профилактическая, объявляется человеку, за которым чекисты обнаружили "действия, создающие условия для совершения преступления", угрожающего национальной безопасности. Основная цель предупреждения — профилактика экстремизма, как уверяло руководство ФСБ по ходу обсуждения поправки в Госдуме. Депутаты из КПРФ и "Справедливой России" сочли, что чекисты получили инструмент для "борьбы с инакомыслящими".
Единороссы, узаконив минувшим летом вместе с фракцией ЛДПР поправку об "официальном предупреждении", к осени обнаружили-таки в ней потенциальную угрозу "правам и свободам". Для ее предотвращения они внесли в Госдуму проект поправки в закон о ФСБ, которая обсуждалась вчера на пленарном заседании. Проблема, как выяснилось, в сроках, которые летняя поправка отводит чекистам для объявления официального предупреждения. Делаться это должно "в течение 10 дней после получения сведений о совершении физическим лицом" тех самых некриминальных действий, которые "создают условия для совершения преступления".
"За такой короткий срок проверить достоверность сведений невозможно",— объяснял вчера депутатам один из авторов осенней поправки, глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев (фракция "Единая Россия"). В этом, по его словам, и таятся "предпосылки для ограничения прав и свобод". Ведь человек может получить предупреждение от ФСБ, и лишь потом будет установлено, что первичная информация, на основе которой объявлено предупреждение, "не подтверждается или является ложной". Само по себе "предупреждение" — это не санкция и не вид наказания. Но если его объявят на ложных основаниях, то тем самым будет нанесен ущерб "чести и деловой репутации человека".
Чтобы исключить такое на практике, нужно, как подчеркнул господин Васильев, чтобы сотрудник ФСБ принимал решение о том, объявлять или не объявлять предупреждение, в тот же 10-дневный срок. Но отсчитывать его нужно не с момента "появления сведений", а с момента окончания "проверки полученных сведений". На обдумывание решения единороссы отводят 10 дней, а также еще 5 дней на то, чтобы "направить (вручить) физическому лицу" официальное предупреждение.
"А если предупреждение вынесено не на 10-й день после проверки, а на 11-й или на 15-й, значит, оно уже незаконно?" — поинтересовался координатор фракции КПРФ Сергей Решульский. "Если это 11-й день, то нельзя будет приглашать гражданина для профилактики". А как гражданин сможет убедиться, что "после проверки прошло именно 10 дней, а не 11", допытывался коммунист Решульский. Единоросс Васильев успокоил его, сообщив, что работу органов ФСБ "проверяет прокурор, специально закрепленный". Оппозиционеры успокоились, судя по тому, что дискуссия продолжения не имела. Но голосовать за поправку КПРФ и "Справедливая Россия" не стали.