Я бы в профессионалы пошел. Пусть меня научат

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: "Поиск знаний – обязанность для каждого мусульманина и мусульманки". Исходя из этого хадиса, а также многих других, где подчеркивается необходимость повышения своего образовательного уровня, для молодых мусульман и мусульманок вычерчивается определенный ориентир их будущей жизни. Он заключается в том, чтобы выбрать область интересов и начать учебу, задавшись целью стать высококлассным знатоком определенного дела.

Эта непростая задача встала сегодня перед молодым поколением мусульман, заканчивающих в этом году школу. Какую же специальность все-таки выбрать?

Первое, что приходит в голову российским мусульманам, – это богословие. Более того, некоторые, видимо, не до конца осознавшие сущность исламской религии, говорят о том, что именно богословие, и только оно, подразумевается в аятах и хадисах под словом "знание". Из чего исходит такая концепция, не совсем ясно.

Слово ’ильм с точки зрения арабского языка не обозначает именно богословского знания, а несет в себе более широкое значение. А все разговоры на тему бесполезности «светских» знаний вообще не имеют под собой никакой почвы, поскольку в Исламе нет концепции разделения на "светское" и "духовное".

Как известно, все, что не является запрещенным, входит в категорию разрешенного, а запрещать то, что не запретил Аллах, – это уже слишком. Правда, существует еще категория сомнительного и бесполезного знания – вот и нужно разобраться, являются ли современные знания по различным отраслям полезными или же нет?

Настоящий достойный мусульманин, живой пример для подражания не может не быть специалистом в чем-либо, способном обеспечить, как минимум, его и его семью. Последователь Ислама не должен быть нахлебником и безграмотным начетчиком, которому нечем гордиться, кроме того, что он носит бороду, бездельно днюет и ночует в мечети, использует сивак, сверх рекомендованного в процессе омовения, и поучает всех, как жить "по Корану и Сунне" (согласно своему неширокому пониманию) и как построить мечеть на Огненной земле.

Для начала хотелось бы отметить, что, несомненно, богословские знания необходимы. Более того, базовый уровень богословия следует признать фактически обязательным для всех без исключения мусульман и мусульманок, поскольку без начальных знаний о религии любой человек не будет чувствовать себя уверенным, особенно перед лицом других конфессий и учений.

Но означает ли это, что каждому мусульманину или мусульманке необходимо разбираться в тонкостях фикха или в обязательном порядке учить значение всех богословских терминов? Очевидно, что нет, ведь все не могут стать факихами (законоведами) или кадыями (шариатскими судьями). Это невозможно в силу объективных причин развития и просто здравого смысла.

Представьте на минуту, что вы живете в некоем государстве, где все богословы, – к кому вы пойдете лечить зубы или перевязывать рану, если, не дай Аллах, такое произойдет? В общем, нельзя не придти к простому и справедливому выводу о том, что «каждому – свое место и дело».

Не зря в книгах по тому же фикху не раз говорится, что наличие в общине мусульман представителей всех необходимых для ее жизнедеятельности и развития профессий является ваджибом (обязательным). Более того, приводится известный хадис о том, что «если ты что-то делаешь, то делай это хорошо».

Далее идет более сложная проблема – определить те профессии, овладение которыми не принесет никакой пользы. Естественно, что, в первую очередь, с точки зрения Ислама мы должны отмести запрещенные, примером чего, например, может служить виноделие, свиноводство, игорный бизнес и проч. Здесь следует сказать, что запрещенными, опять-таки, они являются не просто так без каких-либо объяснений, а по причине их вредоносности для человеческого общества, ведь потребление алкоголя, свинины или азартный игры еще никому, насколько известно, пользы не принесло.

Помимо непосредственно запрещенных, существуют еще и бесполезные профессии, такие как, например, профессия ди-джея. Ее можно отнести и к первой категории, но все же вопрос о музыке является спорным, в связи с чем можно сказать, что даже если эта профессия и не запрещена на 100%, тем не менее, она является абсолютно бесполезной, с точки зрения Ислама, если только, конечно, ди-джей не участвует в создании нашидов (мусульманский религиозный музыкальный жанр) или композиций в стиле исламского рэпа.

Очевидно, что таких специальностей гораздо меньше, чем тех, которые приносят обществу пользу, однако и здесь есть определенные послабления, которые заключаются в том, что при невозможности устроиться на нормальную работу, чтобы прокормить себя и свою семью, некоторые сомнительные и даже запрещенные вещи переходят в разряд разрешенных. Например, известно, что нехаляльное мясо запрещено, однако в случае принуждения или отсутствия другой пищи можно питаться и им.

Что же в итоге остается? Остается масса профессий, которые в той или иной мере и интересны, и полезны. Следует лишь правильно подойти к своему выбору, поскольку иногда этот выбор может стать определяющим на всю жизнь. Как же подойти к этой непростой проблеме?

Очевидно, что здесь не существует одного ответа для всех, и каждый будет решать эту проблему сам, где-то руководствуясь своими интересами, способностями, где-то своей интуицией, где-то слушая советы друзей, родителей или специалистов. Но нельзя не привести один из хадисов нашего общего наставника – Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Поистине, все дела по намерениям». Кстати, этот хадис в сборнике аль-Бухари идет под первым номером, что лишний раз заставляет нас обратить на него наше внимание.

Что же означают эти слова применительно к обсуждаемому нами вопросу? Намерение – вот критерий того, что нужно выбирать из множества профессий и специальностей. Если молодой мусульманин или мусульманка намеревается принести изучением той или иной профессии пользу делу Ислама и самому себе как верующему, то это и будет засчитано ему в Последней обители. Если же намерением является заслужить исключительно положение в обществе или заработать как можно больше денег, то, хотя в этой жизни он, возможно, это получит, но в жизни Последней может оказаться ни с чем. Об этом свидетельствует и продолжение того хадиса, начало которого было приведено.

Итак, мы непосредственно подошли к самому вопросу о профессиях. Какие же из них наиболее актуальны и необходимы российской умме? В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на знание языков. Причем не только иностранных, но и родных, одним из которых является русский – язык всех жителей России.

К сожалению, порой наши мусульманские братья и сестры настолько плохо владеют государственным языком той страны (как устным, так и, тем более, письменным), в которой они живут, что просто плакать хочется. Но самое интересное, что при этом некоторые спрашивают: «А зачем нам его знать?» Мол, я же не русский.

Поразительно! А как же тогда вести призыв к Исламу среди жителей России, как отстаивать свои интересы в общероссийском масштабе, как общаться с теми, кто не владеет (или, в силу определенных обстоятельств, плохо владеет) другим языком? Как вообще жить и работать?

А ведь сам Пророк (мир ему) рекомендовал своим сподвижникам изучить другие языки, чтобы посредством их можно было общаться с представителями других народов. Один из хадисов гласит: «Кто изучит язык другого народа, обезопасит себя от его вреда». Таким образом, изучение различных языков, а в первую очередь русского, потом арабского и английского, является одним из необходимых и полезных для развития Ислама.

Не хватает российской умме и востоковедов, ведь не секрет, что востоковедческая и исламоведческая школы были образованы еще в советское время, поэтому сложно требовать от нее объективного подхода к нашей религии. Но для того, чтобы занять нишу в этой сфере, следует приложить много усилий. Зато результатом станут серьезные научные труды по Востоку и Исламу, написанные человеком, знающим об этом изнутри. Разве это плохо, если в российской умме было бы несколько профессоров, которые преподносили бы людям реальные знания об Исламе?

Продолжая эту тему, нельзя не сказать и о нехватке среди мусульман педагогов. Не просто учителей-самоучек, а именно тех, кто обучился этому непростому делу. Одно дело – преподавать в мусульманском учебном заведении (хотя для этого тоже нужны определенные навыки), но совсем другое – иметь соответствующий опыт, диплом и возможность преподавания в обычных школах и высших учебных заведениях. Опять-таки, разве такие мусульмане не принесли бы пользы Исламу?

Да и для наших медресе нужны квалифицированные педагоги. Мало преподавателю знать фикх и акыду, надо уметь их донести до учеников, тем более, если они современные дети и подростки. А этому нашим учителям надо учиться.

Еще одной актуальной профессией на сегодняшний день, на мой взгляд, является журналистика. Насколько средства массовой информации влияют на современную жизнь, наверное, известно каждому. Но что мы имеем?

Журналистов из среды этнических мусульман немало, но журналистов, являющихся мусульманами не столько по рождению, сколько по убеждениям… Можно даже сказать, что на сегодняшний день такого понятия как исламская журналистика в России просто нет.

Вот, пожалуйста, вакантные места для настоящих муджахидов, для тех, кто хочет усердствовать на пути Аллаха. Разве Пророк (мир ему) не призывал мусульман к этому? Но головой работать гораздо труднее, поэтому за нас это делают другие, а мы можем только негодовать по поводу исламофобии и искать виноватых в наших бедах.

А кто виноват, что за 20 лет мы не только не смогли наладить выпуск телепередач, но даже не сумели создать элементарную общедоступную для всех федеральную мусульманскую газету, радиостанцию, электронное издание? Можно, конечно, вытащить наружу кучу разных местечковых газет и журналов, но кого этим обманешь - самих себя? Ислам.Ру приближался к профессиональным стандартам, хотя тоже не был лишен недостатков, но и его мы не смогли отстоять.

А сколько денег ушло на развитие Ислама в нашу страну? Об этом можно только догадываться. Известен, правда, результат – многое кануло в бездонную бочку…

Еще нам очень нужны юристы. Те, кто сможет квалифицированно отстаивать наши интересы на всех уровнях российского общества.

Да вообще, российским мусульманам нужны любые профессионалы, люди, способные добротно делать свое дело и помогать другим. Чем больше их будет в самых разных сферах, чем больше они пользы принесут для себя, для своей уммы, для окружающих, для своей страны, тем быстрее ситуация будет приходить в норму. Тем быстрее уйдут в прошлое исламофобия, стереотипы и недоверие к нам.

Грамотный специалист, в котором нуждается страна и люди, всегда уважаем и востребован. А его религиозные убеждения вызывают у окружающих интерес и почтение, а не дурацкие фобии.

К слову, в ходе одного репрезентативного исследования во Франции было установлено, что, Зидан, араб и мусульманин, баллотируясь в президенты страны, имел бы все шансы победить. И это при всей исламофобии, арабофобии и мигрантофобии!

Перечень профессий можно продолжать долго (врачи, инженеры, архитекторы, историки, этнографы, астрономы, геологи, и многие другие), но выбирать из них молодые мусульмане будут, конечно же, сами. Пусть только они не забудут о хадисе, идущем в сборнике аль-Бухари первым, и, возможно, тогда этот выбор пойдет на пользу, как им самим, так и нашей стране и общине в целом.

В конце же чисто практический совет тем, кто еще не определился, куда пойти учиться. В Совете муфтиев действует несколько программ помощи ребятам и девушкам в получении высшего образования в России и за рубежом. Есть возможности получить беспроцентный кредит и субсидии на учебу.

Кроме того, уже много лет в России существует президентская Программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама. В наших общинах о ней знают мало и не уделяют ей должного внимания (почему так и кто в этом виноват – отдельный разговор), а зря. Это реальная возможность попасть на учебу в лучшие вузы России.

Мусульманам дается такая возможность, то, о чем многие не могут и мечтать или за что родителями платятся большие деньги. А мы зачастую относимся к подобным программам без должного внимания. Не использовать шансы - это расточительство.

Определенное число братьев и сестер сейчас учатся или уже закончили вузы по Программе. Я лично знаю многих таких. Советую не пренебрегать хорошим шансом встать на путь знаний, идущему по которому, как известно из достоверного хадиса, Аллах оказывает особую милость.



7 комментариев


  1. (26.03.2012 18:59) #
    2

    верно подметил Ринат, что среди российских мусульман, к сожалению, не востребованы профессии педагогов и учителей, особенно русского языка. зато юристов и экономистов наши вузы выпускают пачками...только потом эти дипломированные специалисты почему-то осваивают профессии либо строителей, либо водителей маршруток.

    • (28.03.2012 01:42) #
      0

      Целиком и полностью поддерживаю!

  2. (26.03.2012 20:20) #
    1

    Ал-Газали (ум. 1111): «Что касается обязательного для общины (фард кифайа) [в знании], то это все те науки, без которых не обойтись в отправлении земных дел, например, медицина, так как она необходима для поддержания телесного здоровья, или арифметика, ведь она необходима в практических делах, при исполнении завещаний, разделе наследств и прочего. Эти знания являются такими, что если бы в какой-то местности не оказалось никого, кто занимается ими, то из-за отсутствия таких знаний ее жители оказались бы в тяжелом положении. Если же ими занимается кто-то один, то [этого] достаточно, и снимается обязанность [в освоении этих знаний] с остальных. И не удивляйся моему слову, что медицина и арифметика относятся к обязательному знанию для общины (фард кифайа), ведь основы ремесел – также из числа обязательного для общины (фард кифайа), таких как земледелие, ткачество, политика, и даже искусство кровопускания и портновское дело есть обязательное для общины, ведь если бы в стране не было ни одного [лекаря], умеющего производить кровопускание, то к его жителям очень скоро бы подступила погибель, и они оказались бы в трудном положении, подвергая себя опасности. Поистине, Тот, кто наслал болезнь, ниспослал и лечащее средство, указал на использование его и приготовил способы к употреблению. И нельзя подвергать себя погибели, пренебрегая этим». (Ихйа улум ад-дин. Т. 1. Книга о знании. Глава вторая. Махачкала: Нуруль иршад. 2011. С. 75).

  3. (27.03.2012 06:47) #
    0

    )

  4. (27.03.2012 11:46) #
    1

    Ринат, ты прав. Но помни,что в начале нулевых к исламу пришли действительно хорошие специалисты из других религиозных традиций, но чаще всего-из атеизма. Но. как активно пришли, так потом и ушли, поскольку оказались в том же этническом междусобойчике, и когда выясняется, что мусульманин по рождению или по фамилии пользуется куда большим доверием, чем неофит. Ну что ж жаль, конечно...
    Что ж , вера у нас одна, но разные традиции. Поэтому лично я остаюсь в той традиции в которой жили и верили мои предки. Но это не отменяет Единобожия. Можно и нужно быть мусульманином в своей Божественной традиции, а не прибегать к мусульманам только потому, что это сулит политические или карьерные дивиденды.. Вот так. Аллаху Акбар, и всем удачи. Валерий (Исмаил) Емельянов

  5. (29.03.2012 02:06) #
    0

    Это не проблема России, это проблема мировой уммы.
    При миллиардной умме ученых мирового уровня - единицы. Университеты в мусульманских странах занимают самые низкие рейтинги не потому что их игнорируют, а потому что объективно дают низкий уровень знаний.
    В СССР надо честно признать за 20 лет (после революции) была создана заново наука людьми из крестьян.
    В мусульманском мире, имея гигантские доходы с нефти, ничего достойного так и получилось. Образование получают в западных университетах, но дальше купи-продай не вырастают. Симптоматика.