WordYou: «Умыкание» невест: за и против

О романтической краже невест на Кавказе рассказал знаменитый Шурик в комедии Гайдая « Кавказская пленница». Похищения девушек с целью женитьбы в Дагестане не прекращаются и по сей день. Ведь, увы, порой это единственный способ любимым быть вместе. В технологиях краж невест и печальных последствиях разбирался корреспондент WordYou Закир Магомедов.

В Дагестане есть такие села, где девушку никогда не выдадут замуж не только за «представителя другой национальности», но даже за парня из соседнего села. Такие вот фундаменталисты… Родители непреклонны – обычаи и адаты таковы. И что тут делать влюбленным?

В любви все нации проворны…


В Буйнакском районе Дагестана есть село Чиркей, в котором живут аварцы. Вот чиркейцы как раз одни из тех, кто отдает девушек в жены только «своему».
А рядом с этим селом есть и кумыкские села.

Кумык Магомед и аварка Лейла* познакомились в университете. «Она училась в параллельном потоке, и я ее сразу приметил, – рассказывает Магомед. – Поначалу она даже разговаривать со мной не захотела, но я был настойчив. Где-то год мы встречались, а потом я сказал Лейле, что хочу жениться на ней. И тут она испугалась. Рассказала, что ее старшую сестру, не отдали замуж за аварца, потому что он с другого села. А тут я, кумык. Мои родители пошли к ним домой. Но, как и следовало ожидать, получили отказ. Поэтому мы договорились сбежать, но обставить дело так, что будто я Лейлу похитил».
Рассказывает Лейла: «Похищение не такой сильный позор для семьи, как согласие самой девушки убежать с парнем, – поясняет она. – Мы убежали в Краснодар. Пошли там к имаму и поженились. Через год переехали в Махачкалу. Родственники на меня были злы. Отец проклинал. Мама, конечно, теперь ходит к нам, ведь скоро у нее появится внук. Конечно, я лишилась богатого приданного, мои родители перенесли сильное потрясение. Но какая разница, что парень с другого села, другой национальности? Вера это же не запрещает?».

Но брак несогласованный с родителями – не по Исламу. А Дагестан – республика, где религия и обычаи смешались, и каждый волен из этой смеси выбирать свой личный регламент жизни.

В дагестанской прокуратуре рассказывают, что заявлений о похищениях девушек к ним поступают часто, но до суда такие дела, как правило, доходят редко. Стороны конфликта предпочитают сами все решать.

Отмечают в прокуратуре и интересную тенденцию. Кражи невест теперь стали снимать на телефон. Понятно, что это делается, когда девушка сама согласна убежать с парнем. Эти ролики необходимы, если дело попадает в суд. Ведь это убедительное доказательство того, что девушка добровольно села в машину.

Такие вот имамы

Иногда с похищениями случаются поразительные казусы. В Хунзахском районе Дагестана как анекдот вспоминают события, которые произошли недавно в одном из сел.

Парень и девушка любили друг друга, но родители обоих не были согласны породниться. Тем более что парню уже засватали другую девушку. За день до свадьбы, влюбленный хунзахский Ромео усадил в машину свою Джульетту. Пока родственники не хватились, они планировали сразу бежать к имаму.
Увы, молодым не повезло. В тот день имам их села и соседнего были, что называется, «под мухой». На пути к третьему селу влюбленных настигли родственники. Братья девушки спрятали ее, а юноша, рассорившись с родителями, уехал в Махачкалу.

Посмотрим, будет ли продолжение у этой трагикомедии – все зависит от силы любви.

Бить или не бить?

Намного трагичнее история дагестанского азербайджанца Мамеда. Стрела Амура настигла его, когда он встретился с даргинкой Патимат. Девушкой из богатой семьи, и уже засватанной за своего двоюродного брата. Но любовь слепа, и на такие мелочи не обращает вниманья.

«Патимат была уверена в том, что ее родители никогда не согласятся на наш брак, – рассказывает Мамед. – И предложила похитить ее. Но чтобы никто ничего не заподозрил, я должен был похитить ее в селе».

Это и оказалось роковым просчетом. Кража планировалась в момент, когда Патимат с ватагой подружек пойдет к роднику. И Мамед с другом, как было условлено, подъехали к девушкам, он схватил Патимат, и потащил ее в машину.
Но… Подружки Патимат напали на похитителя! Двум застенчивым азербайджанским юношам не удалось дать отпор толпе даргинских девушек. Отбив Патимат у любимого, девушки окружили машину и не давали ей сдвинуться с места, пока на шум-гам не сбежалось почти все село. Примчались и братья Патимат.
«Меня и друга сильно избили, – вспоминает Мамед. – Товарищ только месяц назад снял гипс с руки, а я вот…»

Мамед разводит руками, а потом похлопывает ими по ручкам своего инвалидного кресла.

«Все это время он ее насиловал»


Трагическую историю своей подруги Мадины согласилась рассказать Асият. Мадина была первой красавицей в селе, да такой, что свататься к ней начали еще, когда она училась в школе. Родители всем отказывали, – хотели, чтобы их единственный ребенок прежде выучился на врача.

«На выпускном вечере Мадину похитил ее одноклассник Исмаил, – говорит Асият. – Они дружили, но Мадина не любила его. Она сама мне говорила, что Исмаил внимателен к ней больше, чем друг. Но больше чем друг он ее не интересовал. И тогда Исмаил похитил ее. В ту же ночь он обесчестил Мадину и сказал, что они должны теперь пожениться, иначе весь ее род будет опозорен. Мадина не согласилась. Исмаил две недели прятал ее. Все это время он ее насиловал, и, как потом, оказалось, снимал это на телефон. Мадине удалось сбежать от похитителя. Родители Исмаила пришли к ее отцу, но, поговорив с дочерью, тот отказался выдать ее замуж. Потом по телефонам начали гулять те самые ролики. Мадина, не вынеся позора, повесилась».

Это была не последняя смерть. Отец Мадины впоследствии убил Исмаила и сейчас отбывает третий год из десятилетнего заключения.
Мать девушки скончалась от приступа.

Гордиев узел по-дагестански

Готовя это материал, я выслушал множество разных историй. Смешных и грустных, кровавых и идиотских.

Можно ли решить эту проблему кардинально? Вряд ли. Дагестан особый регион, где сплелось множество культур, традиций, обычаев вперемешку с религией. Просто разрубать этот клубок не получиться. Каков выход? Его, видимо, нет.
Поскольку точное решение этой проблемы знают только любящие сердца. А к ним – не прислушиваются.

————————————————————————-
*Имена некоторых героев изменены



8 комментариев


  1. (24.05.2012 15:19) #
    -1

    СубханАллах. У меня практически такая же ситуация. Я люблю чеченку, она меня но я не чеченец. Если мне откажут её родители, Валлахи я тоже её украду. Она боится что родные откажут

    • (24.05.2012 18:42) #
      3

      Ас-салям алейку,Муслим! Не по шариату воровать! Но если вы всё же рискнёте сделать это,то в начале представьте,что также поступили с вашей сестрой или дочкой...,и что будут чувствовать ваши родные и её родные, особенно мужской контингент. Вопрос вам. Что значит любить в Исламе?

      • (25.05.2012 18:11) #
        0

        ИншаАллах я постараюсь все решить мирно и конечно же с согласием родителей. Просто она мне говорить что про меня её родные даже слышать не хотят.

    • (24.05.2012 19:59) #
      2

      Ас-саляму алейкум, Муслим. Вы должны попытаться найти решение, не противоречащее шариату.
      Понимаю, что все так просто не решить. Не претендуя на знание абсолютной истины, приведу мнения ученых, которые встречала:
      1. Зарегистрировать брак в органах ЗАГС и со Свидетельством о браке прийти в мечеть.
      2.Действительно, не все ученые считают необходимым согласие опекуна, как говорит Друг полей.
      Брак без опекуна, согласно мнению некоторых ученых, считается действительным, если стороны скажут, что следовали мнению муджтахида, а не принимали решение самостоятельно.
      3.Вы можете попросить быть опекуном девушки имама, либо попросить его назначить кого-либо.

      И последнее - брак - это не только отношения двоих. Это так или иначе родство семей. Может, попытаетесь подключить к диалогу старших, уважаемых членов Вашей семьи.

      Пусть Аллах поможет Вам принять верное решение.

  2. (24.05.2012 16:03) #
    4

    даа.. на кавказе самая большая плотность разбитых сердец на км2. а всё из-за смешанного (горско-советско-светско-исламского) менталитета наших родителей и их отдалённости от религии. а страдаем мы: простые, верующие, любящие парни и девушки. считаю что похитить мона еси родители упираюца из-за причин несоответствующих Исламу (нация, финансы, "излишняя религиозность"...). но только чтобы принудить их таким образом дать согласие. но еси они ни в какую не согласны. тада уже на весах Шариата правильнее будет отказаца от любимого человека. сверял эту позицию со знающими людьми. Аллаху алям.

  3. (24.05.2012 18:12) #
    1

    Кстати по ханафитскому мазхабу, в отличии от шафиитского, согласие опекуна на брак не является обязательным.

    • (24.05.2012 21:12) #
      0

      Уважаемый Друг полей, вы немножко заблуждаетесь, по ханафитскому мазхабу сама себя может выдать замуж только вдова или разведенная женщина.

      • (24.05.2012 22:57) #
        0

        Аллаху Алям, я неоднократно слышал, что любая женщина, вот например:
        "По мнению большинства факихов, заключение брака будет действительным при условии участия в этом опекуна невесты. В большинстве своем улемы считают, что женщине не разрешается заниматься заключением собственного брака, тогда как ханафиты разрешают это. Кроме того, они разрешают взрослым женщинам выдавать замуж других или по собственному выбору поручать кому-либо выдавать замуж их самих. В качестве аргумента ханафиты приводят тот айат, в котором сказано: "...не препятствуйте им вступать в брак с их (прежними) мужьями, если они пришли к взаимному согласию на разумных условиях..." ("Корова", 232).

        В этом айате о браке говорится применительно к женщинам и запрещается препятствовать заключению ими браков. Ханафиты ссылаются также на слова Посланника Аллаха (С. А. С.) который сказал: "Незамужняя женщина имеет больше прав на саму себя, чем ее опекун" (Муслим; Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Наса'и).

        Иснад этого хадиса, который все мухаддисы считают достоверным, является сильным, и поэтому ханафиты отдают ему предпочтение перед двумя другими хадисами. В одном из них сообщается, что Пророк (С. А. С.) сказал: "Если какая-нибудь женщина заключит свой брак сама без разрешения опекуна , то брак ее будет недействительным, брак ее будет недействительным, брак ее будет недействительным!" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который считал его хорошим). В другом же сказано: "(Действительным) является только такой брак, который заключен опекуном" (Абу Дауд).
        http://www.meshet.kz/ru/question_32.html