После того, как День крещения Руси официально стал памятной датой, аналогичного праздника потребовали представители мусульман. Как сообщает агентство «Интерфакс-религия», член Совета Федерации от Заксобрания Амурской области Амир Галлямов предложил наряду с Днем Крещения Руси внести в календарь памятных дат День принятия ислама.
«Я предлагаю дополнить календарь памятных дат и Днем принятия ислама. Я думаю, что меня поддержат не только мусульмане, которые проживают в нашей стране, но и представители других конфессий, в том числе и православные», – заявил Галлямов в ходе обсуждения законопроекта о Дне Крещения Руси.
Парламентарий напомнил, что на территории Волжской Булгарии еще в 922 году местным населением был принят ислам, и это произошло на 66 лет раньше, чем в России было принято православие.
Инициативу сенатора поддержал глава Совета Федерации Сергей Миронов. «Вчера в рамках нашей комиссии по межнациональным отношениям обсуждался этот вопрос, и я думаю, что эту идею необходимо поддержать и проработать», – заключил он.
Напомним, что 26 мая Совет Федерации одобрил закон, который учреждает новую памятную дату – День Крещения Руси. Она будет ежегодно отмечаться в России 28 июля.
Дата выбрана не случайно: Православная церковь вспоминает в этот день святого равноапостольного князя Владимира Великого, который, согласно летописям, начал массово крестить славян-язычников (отдельные случаи принятия христианства на Руси были и до него, в том числе и среди князей). День Крещения Руси, таким образом, станет девятой памятной датой в России, День принятия ислама, очевидно, будет десятым.
«Свободная Пресса» решила поинтересоваться у представителей других традиционных конфессий, представленных в России - как они относятся к новому празднику, и нужны ли им подобные Дни.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль считает, что инициатива его единоверца абсолютно обоснована и логична. Более того: игнорировать требование – значит обидеть мусульман.
«СП»: – Нужен ли исламу свой праздник?
– Также можно спросить – а нужна ли христианству такая памятная дата? Я думаю, должен быть паритет – если отмечать День крещения Руси, то почему бы и не отмечать и принятие ислама на территории России, к тому же оно состоялось гораздо раньше. Тем более крещение Руси состоялось на территориях, которые сейчас принадлежат другому государству, а принятие ислама – в регионах, которые входят в состав России.
«СП»: – Получается спор традиционных религий?
– Это не спор, но если будет крещение Руси без принятия ислама, то это будет однозначно подчеркивать то, что мусульмане и так чувствуют – что они граждане второго сорта, что они маргиналы, а мейнстрим очень жестко прописан. Соответственно, это будет вызывать у мусульман очень жесткую установку на то, чтобы изменить ситуацию любой ценой. Если нельзя демократически, при поддержке официальных инстанций, то тогда силовой. Это неизбежно следует из природы человека.
«СП»: – Тут нужно вспомнить, что в России официально числятся 4 традиционных конфессии, еще иудаизм и буддизм. Под иудаизм можно тоже подвести почву – Хазарский каганат, и под буддизм.
– Хазарский каганат был врагом Руси, и Русь его разгромила. Вести традицию от Хазарского каганата можно, но тогда придется включать в пространство России всех ее исторических оппонентов, Польшу, Германию, и так далее. Евреи попали в Россию после раздела Польши, как некий трофей, который об этом и не просил, да и Екатерина была против – но ничего не поделаешь, это итог раздела.
Что касается буддизма, то он никогда не был в России государственной религией, а ислам был религией суверенного субъекта международного права, Волжской Булгарии. А если брать Дагестан, то там он еще раньше был принят, и там тоже были государственные образования.
«СП»: – Вы, наверное, в курсе этого интернет-мема «принять ислам». Не думаете, что дата станет основой для издевательств со стороны православных или атеистов?
– Издевательства православных я не ожидаю, псевдо-православных, типа лидеров националистических движений – они могут сколько угодно издеваться, это их проблема, атеисты тем более проблема самих атеистов.
Думаю, здесь надо различать два момента – политический, паритетность ситуации, и психологический. Мы же не можем накинуть платок на каждый роток, все равно, как сказано в Коране, «и ты увидишь, что большинство людей не уверует, как бы ты этого не хотел». Поэтому здесь важен только государственный символизм, и не более того. А если этот символизм будет носить односторонний характер…
Я мусульманин. Принятие ислама, которое состоялось на 200 лет раньше, не отмечается, крещение Руси, которое состоялось в Киеве, отмечается. Киев – столица другого государства. В таком раскладе я чувствую себя свободным от всех обязательств по отношению к данной стране, я не считаю, что здесь меня признают гражданином, соответственно, не считаю, что меня что-то связывает в порядке лояльности с ее режимом, с ее устройством и так далее. И если меня упрекают в том, что я внутренний враг, пятая колонна, я привожу в пример: ребята, вы меня вытеснили в маргинальность, я отвечаю на это классовой и прочей войной.
«СП»: – Может, стоило оставить, как было – чтобы государство вообще не назначало никаких дат?
– Если оно будет нейтральным, если оно откажется от даты в отношении одной – можно отказаться и в отношении другой. Либо всем сестрам по серьгам, либо никому.
Комментарии представителей Московского патриархата Русской православной церкви оперативно получить не удалось, в виду проведения в это же время Всемирного русского народного собора.
Константин Бендас, представитель протестантской церкви Пятидесятников специального праздника для своей конфессии не требует, однако признает, что неплохо было бы, чтобы российское государство отмечало и их даты.
«СП»: – Вы считаете этот день своим праздником? Он для всех христианских конфессий?
– Конечно. Несмотря на то, что сама конкретная дата достаточно спорная, но говорить о том, что День крещения приватизирован какой-то одной конфессией, нельзя. Дело в том, что христианство пришло на Русь до разделения на церковь восточную и западную, православную и католическую. К тому же в истории зафиксировано, что до крещения князем Владимиром христианская церковь в виде отдельных общин уже существовала на Руси, в частности, в Новгороде-Великом.
Мы, как евангельские христиане, можем только радоваться и приветствовать, что в календаре появляется еще одна дата, которая может напомнить нашим согражданам о христианстве, и дай бог, чтобы она помогла им придти ко Христу.
«СП»: – Дело в том, что в данном случае мусульмане считают, что их обошли, обидели. Сейчас речь идет о том, что будет отмечаться и «День принятия ислама». Потом, возможно, подтянутся и другие конфессии. Как вы относитесь к такой перспективе?
– Я боюсь, что в такой состязательности, если мотивацией для такого нововведения будет исключительно «а вот у них есть», ничего хорошего не выйдет. Господь нас призвал к миру, и все вопросы мы можем решить миром, в диалоге.
С другой стороны есть значимые даты и для российских евангелистов, внесших значительный вклад как в западный протестантизм, так и в русский. 31 октября – День реформации, отмечаемый во всем западном мире. Тем более, приближается очень значительный юбилей – в 1517 году в Виттенберге Мартин Лютер прибил к дверям церкви те самые 95 тезисов. И мы уже много лет в своих церквях его отмечаем, и во многих российских городах традиционно стали проводиться дни русской евангельской культуры.
Капитон Алексеев, наставник староверской общины федосеевцев-беспоповцев, село Ильинский Погост, Московская область:
«Даже обсуждать не хочется то, что исходит из уст и из-под пера этих деятелей. Ситуация-то длится не последний год или десятилетие, а уже больше трехсот лет, так что все эти инициативы не новы. Известно же, что государственная власть и безбожное общество все глубже погружаются в пучину служения антихристу. Если власть есть «образ антихристов», то, значит, и все исходящее от власти носит на себе печать антихриста. Тут такая логика действует.
К примеру, в 1913 году Романовы с невиданным доселе размахом отмечали свое трехсотлетие во главе России. Думали, что еще такую же вечность править будут. И никониане (РПЦ – «СП») освящали их, направляли на новые свершения. И где они все сейчас? Этот официальный праздник (День Крещения Руси – «СП») тоже призван показать преемственность нынешней власти чуть ли не от Рюрика. И все ведь в итоге тем же закончится. Даже обсуждать тут нечего».
Представитель буддийского центра Дрикунг Кагъю в разговоре с корреспондентом «СП» заявил, что справедливости ради подобный праздник стоило бы учредить и для российских буддистов:
«СП»: – Буддизм – тоже традиционная для России религия, нужен ли вашим единоверцам особый день, праздник, отмеченный на государственном уровне?
– Совершенно верно - религия традиционная для России, и третья по численности из религий мира. Поэтому, конечно, сделать государственный праздник для буддистов было бы справедливым.
«СП»: – Какую дату можно было бы назначить таким праздником?
– Например, день рождения Будды – кстати, он празднуется 27 мая. Далее – день его просветления. Есть также целая Неделя чудес Будды – в общем, много праздников. Кстати, в некоторых регионах России – в Калмыкии и Бурятии, например – буддийские праздники уже отмечаются.
«СП»: – А стоит ли вообще, на ваш взгляд, делать государственными праздниками религиозные даты? Ведь у нас светское государство.
– Спорный вопрос, насчет светского государства. Я бы сказал, что у нас с некоторых пор есть государственная религия. Если у нас внедряются уроки основ православной культуры – то как тут скажешь, что церковь отделена от государства.
С представителями иудаизма редакции «СП» оперативно связаться не удалось.