Вендетта, Шариат или Светский закон?

26 апреля 2012 года в Вологде произошла массовая драка между уроженцами Чечни и Азербайджана. Как сообщает «Комсомольская правда», молодые люди повздорили на автостоянке возле торгового центра и схватились за ножи. В результате поножовщины пострадали двое чеченцев, один из которых позже скончался в больнице. Виновник убийства по горячим следам, практически на второй день, был арестован и ждет суда. Казалось бы, закон торжествует, и зло будет наказано.

Однако разговор с одним из местных кавказских аксакалов, показал, что этим конфликт не закончится. В разговоре он недвусмысленно заявил, что пусть теперь все «азеры» боятся нашей мести. А это означает, что ими объявляется вендетта (кровная месть). То есть, обычай юга России перемещается к северу от столицы нашей страны, в Вологодский край.


Обычай кровной мести является элементом правовых систем, в которых либо не существует, либо не в состоянии обеспечить правопорядок (отсутствие монополии права на насилие у государства). В такой ситуации за убийство семья жертвы наказывает семью преступника, чтобы восстановить семейную честь. В качестве семьи могут выступить, в зависимости от обычаев, не только биологические родственники, но и весь род или группировка. Кровная месть появилась в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования.


Кровная месть чревата опасными последствиями – месть нередко становится еще более жестокой, чем предшествовавшее ей преступление, влечет за собой ответную «месть за месть», и в итоге выливается в долгие кровавые конфликты, нередко приводящие к обескровливанию обеих враждующих групп или полному уничтожению одной из них.
Объявляя о кровной мести, пострадавшая сторона иногда ссылается и на предписание Всевышнего Аллаха (2:178) о воздаянии за убитых, при этом смешивая законы Шариата и вендетту (кровную месть).


Надо отметить, что Ислам во многих отношениях сильно смягчил ужасы доисламских традиций мести и расплаты за нанесенную обиду. Суровые требования справедливого возмездия и восстановления справедливости оговорены рядом условий, таких как необходимость соблюдения условий равенства. При этом потерпевшим убедительно напоминается о желательности милосердия и искреннего прощения. Законы Ислама говорят: «Если ты должен взять жизнь за жизнь, то, по крайней мере, обязан руководствоваться правилом равноправия, чувством милосердия, и следует прибегнуть к разумной компенсации, если на то будет получено разрешение пострадавших или потерпевших убыток».


Этот закон равноправия учитывает три условия гражданского общества: «Свободный - за свободного, раб - за раба, женщина - за женщину». Если это свободные мужчина или женщина, то в случае убийства состоятельного высокородного и влиятельного человека его жизнь не может быть приравнена к жизням двух или трех людей бедных или низкого происхождения. Женщины упоминаются особо, т.к. особыми являются роль женщины в экономическом плане, ее положение как матери. Если потеряна одна жизнь, то не тратьте в отместку многие другие жизни: по крайней мере, пусть закон заберет одну жизнь, согласно строго оговоренным правилам, и закройте дверь перед всяким чувством личной или родовой мести, племенной вражды. Но, если получено согласие пострадавшей стороны, то лучшим решением было бы проявление братской любви и прощение: дверь милосердия всегда должна быть открыта.


Как я уже упоминал, институт кровной мести, возник там, где не было других систем правового урегулирования конфликтов. Шариат, по сути, отменил институт «кровной мести», заменив «кровную месть» на закон равноправия, на закон Аллаха. Кроме того, хочу напомнить, что Всевышний Аллах повелел соблюдать договора после их заключения. Всевышний Аллах в Священном Коране указывает: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).

Цитируя аят из суры «Аль-Бакара», я выделил особо «соблюдал договора после их заключения». Все мы живем в государстве, в котором действует иная, отличная от Шариата, правовая система. За нарушение закона виновные привлекаются по законам того государства, в котором они находятся. Даже те, которые прибыли из государства, в котором принята иная правовая система. Другими словами, если ты пересекаешь границу какого-то государства, то ты признаешь его законы, а значит, ты заключаешь договор с этим государством. А о гражданах нашей страны и говорить не приходится. Ведь они, проживая на постоянной основе, сами принимали Конституцию страны, через своих представителей в Парламенте принимали законы.

Если кому-то не нравится своя собственная страна, ее законы, то есть возможность, во всяком случае, в настоящее время, переехать в страну, имеющую ту правовую систему, которая ему нравится. Поменять правовую систему своей собственной страны возможно, если большинство населения проголосует за новую Конституцию. Быстрая смена правовой системы означает революционный переворот. Поэтому, проживая в своей стране каждый должен помнить указание Аллаха о необходимости соблюдать договор и, следовательно, закон.


В нашем государстве монополию на насилие имеет только государство. И те, которые пытаются присвоить себе право насилия, жестко преследуются законом. Уголовный Кодекс РФ предусматривает наказание за угрозу убийством, независимо от мотивов (ст. 119 УК РФ), а также за убийство по мотивам кровной мести. Прекращение уголовного преследования преступника при прощении его (преступника) пострадавшей стороной уголовный Кодекс не предусматривает, однако закон (ст. 105 УК РФ) предусматривает смертную казнь за убийство.


Возвращаясь к разговору с аксакалом, надо заметить, что местные обычаи (адаты) в сознании кавказских народов, и не только кавказских, укоренились очень крепко. Несмотря на то, что религия Аллаха - Ислам существует более 15 веков, а религия Моисея и христианство - и того более, тем не менее языческие предрассудки до сих пор проявляются у разных народов, исповедующих эти религии.

Когда спрашиваешь иного представителя кавказского народа: «Что для тебя важнее: Ислам или Адаты? Почти всегда ответ один - Адаты». Поэтому, по нашему мнению, не надо строить особых иллюзий по поводу окончания конфликтов по мотивам кровной мести. Это процесс, на наш взгляд, долгий и требует постоянного внимания и настойчивости в работе по искоренению этого явления.

Бесспорно, что начатый еще при Ахмате Кадырове и закончившийся при Рамзане Кадырове, процесс примирения кровников, положил конец «героизации» людей, осуществляющих кровную месть. Сокрушен ореол «блюстителей семейной чести». Те, кто будет пытаться культивировать институт кровной мести, теперь в глазах соплеменников будут расцениваться как обыкновенные убийцы, и не будут иметь ни моральной, ни материальной поддержки.

Очаг постоянного страха, постоянной напряженности народа потушен. Выбита почва из-под ног террористов, использующих «кровников» в своем кровавом деле. Безусловно, работа по примирению кровников, проведенная руководством кавказских республик, сравнима с миссиями Пророков Аллаха, которые проповедуя законы Аллаха, пытались искоренить из сознания тех народов, к которым они были посланы, дикие кровавые обычаи. При настойчивой разъяснительной работе духовных руководителей, и если будет на то воля Аллаха, на земле Северного Кавказа и всей России воцарится мир и согласие.

Имам Вологодской области Равиль-хазрат Мустафин



комментариев