В нашей стране нет лишних

Создание президентского Совета по межнациональным отношениям – это своевременный ответ тем, кто считает, что в нашей стране есть лишние нации.

О необходимости появления подобного института российские эксперты, работающие на этом поле, говорили на всех уровнях. Причем не столько имеет значение формат подобного органа или в данном случае совета, сколько сам факт того, что этот вопрос государство должно было обозначить в приоритетных направлениях государственной политики и подключить к его решению компетентные государственные структуры, гражданские объединения, ученых, экспертное сообщество, национальные автономии и диаспоры.

Сказать, что проблема вызрела – ничего не сказать. В стране, в которой некогда, союз и дружба народов считались самым ценным достоянием и капиталом цементирующим устои нашего государства произошли такие тектонические сдвиги в этой тонкой сфере взаимоотношений, что обычный бытовой конфликт между представителями разных народов в считанные часы готов перерасти в Манежную площадь.

Упразднение подобного миннацу органа не явилось единственным, и не самым важным фактором в произошедшей трансформации взаимоотношений между представителями народов, некогда считавшихся братскими. Но миннац задавал идеологический вектор на интернационализацию и имел богатый, практический инструментарий с помощью которого межнациональные отношения были самой стабильной сферой жизнедеятельности огромной страны.

Интересно и то, что сегодня против воссоздания подобного министерства или Совета выступают в основном либералы, националисты и отдельные экстремисты от политики, медиа-сообщества и даже руководители различных национально-религиозных Соборов. Кто-то считает, что нет смысла плодить очередные бюрократические институты и, тем самым, вешать это бремя на бюджет страны. Другие же считают, что межнациональные отношения придут в порядок, а необходимость в создании подобных структур отпадет сама собою, если эти отношения будут регламентироваться государственными границами, которые предположительно должны разделить страну на множество национальных образований.

Можно согласиться с тезисом «анти-бюрократов», но в нашей стране есть множество министерств, деятельность которых вызывает куда больше вопросов, нежели дает ответов – как, например, МВД – но является ли это поводом его (министерства) упразднения? Наличие же государственных границ даже со славянскими народами, как-то белорусами и украинцами, лишь усилило накал во взаимоотношениях.

Кроме того, можно согласиться и с тем, что межнациональные отношения зависят не столько от органа их курирующего, сколько от «генеральной линии» государства и власти. Ведь если Владимир Путин в нашумевшей предвыборной статье озвучил необходимость нормализации межнациональных отношений в стране, обозначил курс на интеграцию, а через какое-то время главный санитар Геннадий Онищенко заявляет, что таджики разносят гепатит и туберкулез, то подобное говорит о серьезных сдвигах в самой вертикали власти и отсутствии скоординированной позиции.

Между тем, в обществе есть запрос на снятие напряженности и нормализацию межнациональных отношений, потому создание подобного Совета видится безальтернативным. Даже среди аудитории «Эхо-Москвы», где, как полагается, больше сторонников тезисов о сегрегации граждан нашей страны по национальному и конфессиональному признаку, в вотчине авторов лозунга «хватит кормить Кавказ», вопрос о воссоздании подобного органа при Президенте, заданный накануне в соцопросе, поддержало более 30% аудитории Эха.

Думается, что подобный президентский Совет станет тем инструментарием, который на всех участках государственной иерархии будет подсказывать, как привести к балансу эту «генеральную линию». Нет гарантии, что в него не попадут случайные в межнациональных отношениях люди, имена некоторых из них уже стали известны журналистам. Но вселяет оптимизм и наличие в составе нового совета экс-министра по делам национальностей Рамазана Абдулатипова, экс-министров Вячеслава Михайлова, Владимира Тишкова и Михаила Зорина. Некоторые эксперты считают целесообразным включить в состав подобного совета экс-президентов национальных республик, таких как Минтимера Шаймиева (Татарстан) и Руслана Аушева (Ингушетия). Также положительно оценивается и включение в состав комиссии председателя комитета по делам национальностей Госдумы Гаджимета Сафаралиева и члена Общественной Палаты РФ прошлого созыва, сопредседателя Рабочей группы по Кавказу и развитию институтов гражданского общества на Кавказе, телеведущего Максима Шевченко.

Наличие в составе совета вышеперечисленных общественных и политических деятелей, ученых, дает надежду на то, что до Президента будут доводить реальную информацию о том, как обстоят дела в этой тонкой сфере.

Также нельзя не согласиться и с экс-министром по делам национальностей Владимиром Тишковым, который полагает, что «эффективность национальной политики государства во многом зависит от компетенции государственных служащих, включая и сотрудников полиции, в этом вопросе». По его мнению, – «межнациональные конфликты и трения нередко являются результатом невежества госслужащих».

Кроме того, национальные вопросы связаны с экономическими и социальными проблемами, в частности на Северном Кавказе. Разрушение системы социальной ориентации государства (коим виделся СССР), системы образования, искусственно созданные территориальные претензии и разожженные на их основе горячие конфликты, – все эти моменты привели к фрагментации нашего общества, уменьшению солидарности его членов друг с другом, что, в свою очередь, стимулировало солидарность внутри узких закрытых групп, в частности, национальных.

«Если тот же кавказец, приезжая в Москву, не получает помощи от государства, он неизбежно ищет ее у родственников, в своей национальной общине»,- тезис политолога Бориса Кагорлицкого, с которым сложно не согласиться. Зачастую это является причиной отчуждения граждан нашей страны друг от друга. Межнациональные отношения попытались подчинить законам рынка и потребления, в результате чего просто произошел надлом этой базисной надстройки общества.

Даже в традиционно архаичных обществах, коим является кавказское общество, система межплеменных связей и национальных отношений была подвергнута люстрациии территориальными противоречиями и конфликтами на их основе. Пожалуй, самая сложная ситуация в этом плане на осетино-ингушском поле межнациональных отношений, в кабардино-балкарском земельном вопросе, в территориальных разногласиях в Южном Дагестане и Азербайджане, грузино-осетинском и грузино-абхазском конфликтах.

И заморозка решения этих вопросов отчасти связана с отсутствием в государстве, во власти, компетентных государственных деятелей, объективно оценивающих ситуацию и имеющих представление о возможных механизмах их решения. Будем надеяться, что созданный Совет по межнациональным отношениям не повторит судьбу Совета по правам человека при Президенте РФ, из состава которого, только за последние сутки, вышло 9 его членов – по причине собственной некомпетентности и отсутствия интереса к доверенному им государством важному направлению деятельности.



комментариев