Аль-Азхар оплакивает смерть выдающегося учёного 20 века Мустафа аш-Шака – борца с политикой расизма, автора знаменитой книги «Ислам без разделений» и одного из первых идеологов доктрины умеренного направления в Исламе (васатыя).
Арабский мир и мусульманская Умма в целом потеряла выдающегося учёного и мыслителя современности доктора Мустафа аш-Шака, самого знаменитого исследователя в области исламских течений и направлений, скончавшегося после продолжительной болезни в прошлый четверг на 94-ом году своей жизни. Резкое ухудшение здоровья наступило после его выступления в «Академии исламских исследований».
Шейх Аль-Азхара Ахмад Тайеб выразил свои соболезнования родным и близким покойного, сказав, что «Аль-Азхар высоко оценивает вклад в развитие мусульманской мысли человека умершего на службе Исламу».
Свои соболезнования высказал и лидер египетского отделения «Братьев мусульман» Мухаммед Бадиа отметив, что Мустафа аш-Шака внёс большой вклад в дело движения и формирования его идеологии.
Мустафа аш-Шака был одним из столпов современной исламской мысли, замечательным лингвистом, специалистом в области арабской культуры и искусства. Именно он, будучи советником по культуре Египта в США, способствовал широкому распространению и становлению исламских организаций в Америке, разрабатывал программы по адаптации мусульман в этой стране и сохранению их национальной и религиозной идентичности.
Он был известен своими смелыми высказываниями в защиту Ислама против нападок со стороны западных антиисламских идеологов, выступал в защиту прав религиозных и национальных меньшинств, как в США, так и во всём западном мире. Впрочем, от него «доставалось» не только западным политикам и общественным деятелям, но и арабским политическим режимам, вследствие чего его не раз лишали должности, но в виду отсутствия более подходящей кандидатуры на ответственные посты и с учётом его профессионализма и прошлых заслуг назначали на прежнее место.
Самой большой его заслугой является его деятельность, направленная на единение мусульман в независимости от принадлежности к какому-либо течению или мазхабу. В чём и заключается основная мысль его книги «Ислам без разделений». С 1960 года эта книга была переиздана более 25 раз. Вступление к этому сочинению было написано возглавлявшим тогда Аль-Азхар шейхом Махмудом Шатлютом. Помимо призыва к единению в этой книге также звучит призыв к либерализации законов, касающихся прав человека в арабских странах, в частности относительно положения женщины в обществе.
Он поднимал актуальные вопросы о сохранении литературного языка и его популяризации в арабском мире, который пестрит множеством диалектов и наречий. Также он одним из первых в современном исламском мире заговорил о правах детей и их защите от насилия в семье.
Доктор Мустафа аш-Шака родился в августе 1917 года в городе Танта (120 км. к северу от Каира) в западной провинции Египта, где он и окончил начальную школу. После смерти отца перебрался в Каир к своему старшему брату, работавшему там мелким чиновником. В конце тридцатых годов он вслед за братом был принят в ряды движения «Братья мусульмане». Учился у самого Хассана аль-Банна, основателя этого движения. За короткий промежуток времени он стал одним из авторитетнейших членов организации.
В 1944 г. Мустафа получил в Каирском университете степень бакалавра искусств, а в 1954 г. стал доктором наук в области литературы.
С 1944 по 1949 год работал преподавателем в начальной школе, затем с 1949 по 1956 год - экспертом в отделе социального планирования. С 1956 года преподавал в университете «Айн Шамс» на факультете искусств, затем стал деканом этого факультета. В 1956 году был отправлен в Вашингтон в должности советника по культуре Египта, где он проработал до 1969 года. Помимо всего прочего он преподавал в университетах Ливана и Кувейта, был членом «Академии исламских исследований», председателем правительственного комитета по делам Ислама, входил в состав комитета мусульманско-христианского диалога при Аль-Азхаре.
Был награждён множеством наград и премий. В 1959 году ему была вручена награда 4-ой степени «За заслуги перед отечеством», а в 1977 – награда 2-ой степени. В 1989 году ему была вручена государственная премия в области литературы.
Среди его сочинений: «Поэзия и искусства в эпоху династии Хамданидов», «Жизнь Абу Тайиба Мутанабби в Египте и Ираке», «Исламская цивилизация», «Имам Шафии», «Имам Ахмад ибн Ханбали», «Сборник статей в области исламских исследований» (на англ. языке), «Перспективы образования в арабских странах».
Множество учёных высказалось о нём как о самом ревностном защитнике Ислама, который противоборствовал с одной стороны радикальным и воинствующим взглядам, а с другой стороны и сторонникам сугубо светского направления в религии.
«Несмотря на свою непримиримость и бескомпромиссность в отношениях со своими противниками, мы никогда не слышали, чтобы он возвышал голос и переходил на личности. Он был образцом интеллигентности и порядочности, который всегда в своих спорах апеллировал к доказательствам и опирался на разум. Несмотря на противоречия во взглядах и натянутые отношения с прошлым, ныне покойным, шейхом Аль-Азхара Мухаммедом Сайедом Тантави, он никому не позволял высказываться неуважительно в адрес этой личности» - вспоминает Абдульхамид аль-Атраш, бывший глава комитета по фатвам при Аль-Азхаре.
Высоко ценили этого учёного и «Братья мусульмане», по поводу которых он написал в одном из своих сочинений следующее: «Я не знаю более подходящей организации для распространения Ислама нежели «Братья мусульмане». Никому ещё не удавалось так гармонично соединить воедино принципы шариата, духовные основы Ислама и его морально-нравственные установки с одной стороны и современные требования жизни - с другой. Воистину, они являются «обновителями веры».
Перевел с арабского Арслан Тимербулатов специально для Ансар.ру