Тарик Рамадан о Рамадане

Всегда стоит размышлять об истинном значении элементов нашей религиозной практики. Месяц Рамадан наступил, и почти 1,5 млрд мусульман по всей планете постятся, отправляются в индивидуальное духовное путешествие, а также принимают участие в общинных религиозных мероприятиях. Рамадан – время для того, чтобы мы могли вернуться к самим себе, вернуться к своим семьям, своим обществам. Это время для размышлений о нашей жизни, для ее оценки. Помимо того, что это религиозная обязанность и зачастую семейная традиция, пост является своего рода школой с совершенно иным уровнем знания, понимания и приверженности.

Для каждого верующего пост – это возможность глубоко задуматься о смысле жизни, ее приоритетах и целях. Мы прекращаем есть и пить днем, и это помогаем нам управлять нашими человеческими качествами, тем самым мы пытаемся выпустить наружу свои положительные стремления, словно божественную искру наших сердец. В Рамадане нет ничего легкого – он требует физических усилий для достижения духовных целей. Здесь заложена значимость обучения (тарбийя) в Исламе, ведь Бог есть Верховный учитель (Ар-Рабб).

Поэтому главная задача заключается в реформировании и очищении нас самих, наших тел, нашего разума и сердец путем стремления к религиозным испытаниям, таким как молитва, пост, выплата закята. Недостаточно просто не есть, не пить и избегать супружеской близости. Поститься – означает заново открывать для себя жизненную философию, требующую постоянного стремления к самосовершенствованию, смирению с ценностями и задачами, которые мы поставили у себя в жизни. Поститься – означает заново открыть для себя смысл милости (рахма) и сострадания, начав с самих же себя. Это подразумевает, что мы остаемся верными своим убеждениям, оптимистичными и прекращаем постоянно испытывать чувство вины. Месяц Рамадан – месяц милосердия и мира (салям), внутреннего мира и мира в сообществе. Это месяц любви, когда мы демонстрируем свою любовь Самому Любящему (Аль-Вадуд), и распространяем ее на наших родителей, детей, окружающих людей и особенно неимущих. Именно так Самый Любящий возлюбит и нас, напоминая нам – «обратись ко мне, и я отвечу», «пойди ко мне шагом, и я пущусь навстречу к тебе бегом». Единый Господь ближе к каждому из нас, чем наша собственная яремная вена. Он так близок (кариб), что является заботливым и любящим Свидетелем (шахид) всего, что мы делаем.

Рамадан – время, когда поиск смысла жизни, самоограничение и дисциплина должны доминировать над поверхностными желаниями, иллюзиями и искусственными потребностями. Это время для того, чтобы меньше есть, больше размышлять и отдавать. К сожалению, статистика тревожит: мусульмане во время Рамадана склонны есть больше, завершая пост обильными застольями, даже банкетами, превращая месяц духовного самоограничения в месяц чревоугодия и исрафа.

Некоторые христиане выражали озабоченность, что Рождество превращается в семейную традицию, теряет свой духовный смысл и поощряет консьюмеристскую систему капитализма, покрыв ее духовной оболочкой. В Рождество люди отдают больше потому, что увеличивают расходы на еду, дорогостоящие товары и т.д. Это превратилось в период активных продаж и покупок – хорошо для рынка, но не очень хорошо для души.

Мусульмане должны понимать, что они могут превратить Рамадан в нечто подобное – многих больше интересуют вечера Рамадана (застолья и даже вечеринки), чем сами дни ограничения и умеренности. Многие мусульмане действительно превращают Рамадан в копию Рождества – они начинают тратить больше, есть больше и забывать о духовных задачах поста. Изменения должны начинаться с самих себя, путем контроля своего потребления и углубления понимания.

Рамадан также является месяцем человеческой солидарности. Мы можем испытывать голод до заката солнца, а тем временем в последние недели и месяца люди умирают от голода во многих странах, особенно в Сомали. Посланник Аллаха (мир и благословения ему) всегда был щедр, а особенно в дни поста. Пост означает приближение к Первому и Единому, а также заботу о самых последних, неимущих, угнетенных. Это время для того, чтобы жертвовать свое время, деньги и свое сердце. Духовный смысл солидарности проявляется в том, как мы относимся к самим себе – мы не должны оправдывать собственную лень, недостаток приверженности вере, внутренние противоречия и обман. Духовные качества отдаваемого нами зависят от нашей личной борьбы за становление более достойными людьми. Наша личная самодисциплина в Рамадан учит, что то, КАК мы даем, для Бога так же важно, как и то, ЧТО мы даем. Он призывает нас оставаться достойными, и давать людям благое с достоинством, независимо от того, мусульмане они или люди других вероисповеданий, чье достоинство мы глубоко уважаем. В этом смысл коранического аята: «Мы оказали почёт сынам Адама, даровали им хороший рост, речь и способность в выборе вещей. Мы даровали им также честь и достоинство, если они повинуются Аллаху» (Аль-Исра, 17:70) Поститься – означает получить свободу от собственного эго и иллюзий, истинную глубокую свободу человека, который живет в мире с самим собой.

Пост также подразумевает справедливость. Пост – это акт справедливости к самим себе. Но он также должен быть актом справедливости по отношению ко всем людям в мире, тем, кто угнетен, с кем несправедливо обращаются. Бог справедлив, Он повелевает о справедливости, как говорит нам Коран. Мы никогда не должны об этом забывать, видя то, как убивают сирийских и бахрейнских граждан, требующих справедливости, свободы и достойной жизни.

Наши сердца и молитвы должны быть с угнетенными, мы должны признавать, что противостояние угнетателям – законно, особенно ненасильственное противостояние, и особенно в Рамадан. Поститься – означает осознавать последствия нашего поведения и потребления. Поддержка сирийского народа и продолжающиеся протесты по всему арабскому миру соответствует духу любви, сострадания, солидарности и справедливости. Это также означает, что мы должны проверять, что мы едим, избегать продуктов из стран-оккупантов и оккупированных территорий. Как мы можем поститься, и в то же время употреблять финики из Израиля, запачканные кровью стольких невинных палестинцев.

Пост – есть акт освобождения. Пост освобождает человека от его собственного эго, от себялюбия и иллюзий, чтобы человек мог достичь истинной внутренней свободы. Поститься – означает освободить общество от искусственных коллективных эмоций, потребительского отношения к жизни, бешеной конкуренции и властолюбия, чтобы избавить его от несправедливости, угнетения и войны. В конце концов, поститься – означает индивидуально и коллективно отдавать, противостоять и служить. С учетом нашей любви к Нему, и с нашей человеческой точки зрения, в служении есть больше духовной свободы, чем в бытии тем, кому служат.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.ру



7 комментариев


  1. muslim
    (11.08.2011 03:00) #
    0

    Аллаху не нужна голодовка, а нужна богобоязненность...

  2. Аюб
    (11.08.2011 03:01) #
    0

    Прекрасные слова. Доходчиво и в самое сердце.

  3. мир вам
    (11.08.2011 03:29) #
    0

    \Рамадан также является месяцем человеческой солидарности\ и затрещал наш пост по всей России вот вот рухнет

  4. Нурие
    (11.08.2011 04:28) #
    0

    Пусть Аллах будет доволен нами.

  5. Tatarin
    (14.08.2011 21:29) #
    0

    Тарик Рамадан (р. 26 августа 1962) — франкоязычный швейцарский богослов, египетского происхождения. Родился в Женеве. Профессор философии колледжа в Женеве и профессор ислама в университете Фрибура (Швейцария), телеведущий на спутниковом канале Press TV. Журнал «Time» в 2000 назвал его одним из 100 наиболее выдающихся новаторов XXI века. Проповедник евроислама. Настаивает на решительном размежевании ислама и арабской культуры, с целью адаптации мусульман к европейской цивилизации, не отрекаясь о

  6. Tatarin
    (14.08.2011 21:31) #
    0

    не отрекаясь от базовых принципов ислама. Полагает, что в условиях Европы, законы шариата могут быть смягчены. Противник замыкания мусульман в рамках гетто.

  7. Tatarin
    (14.08.2011 21:35) #
    0

    На состояние 2009г Рамадан персона нон грата в Тунисе, Египте, Саудовской Аравии Ливии или Сирии [4] из-за его "критики этих недемократических режимов, которые отрицают основные права человека"

    ВОТ ТАКОЙ ОН ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ, ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ ОБУЧАЕТ НАС ЕВРОИСЛАМУ