Специальное обращение по законопроекту о миссионерской деятельности

В апреле 2016 года в Государственную Думу России был внесен масштабный законопроект, подразумевающий изменение целого ряда законов, в том числе, касающихся вопросов регулирования свободы совести и деятельности религиозных объединений. Данный законопроект уже вызвал всплеск недоумённых и негативных реакций, обращений к Президенту и Правительству, статей и пресс-конференций специалистов самого широкого профиля – журналистов, правозащитников, учёных, общественных и религиозных деятелей, обращающих внимание на то, что нормы данного законопроекта попирают принципы Конституции России, на недоработанность законопроекта, на экономическую необоснованность, на отсутствие консультаций с институтами, которые станут объектом действия законодательных изменений.

Результаты решения депутатов по данному законопроекту не столь важны. То, как законопроект проходил все процедуры, показывает, насколько разное видение и понимание принципов Конституции сложилось в нашем обществе, а также то, что законодателям не интересна реакция населения и гражданских институтов на их деятельность. Было понятно, что независимо от результатов голосования необходимо консолидированное обращение к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину как к гаранту Конституции с тем, что идёт процесс трансформации всего правового древа нашего государства, корни которого опираются на принципы свободы и гражданские права любого жителя нашей страны, независимо от национальной, религиозной, социальной и любой другой принадлежности. Именно за это в 1993 году проголосовала российская нация.

В 1991 году мы без оглядки открестились от периода Советского Союза, предав забвению, помимо прочего, многочисленные достижения наших отцов, разделив ещё вчера единую территорию и народ, разрушив промышленный и оборонный комплекс, систему образования и здравоохранения. С этим пришлось смириться, потому что взамен мы получили свободу и возможность пойти дорогой прогресса. Путём сложных преобразований наше общество вышло на более высокий уровень гражданской идентичности и внутреннего достоинства. Сегодня же, в попытке защититься от нового врага, мы готовы, как тогда, отказаться от достижений нового времени. Да, перед нами стоят серьёзные вызовы в лице воинствующего невежества, радикализма, экстремизма, пропаганды разврата, коррупции. Однако мы способны преодолеть их путём развития, просвещения общества, эффективной работы государственных структур, справедливыми экономической, пенсионной, налоговой системами.

Современные общественные конфликты, сегментирование общества, вопросы идеологического невежества и радикализма, преступность, взяточничество – всё это я считаю болезнями роста на пути к совершенствованию общества. Многие развитые государства успешно прошли через эти этапы, сможем и мы. Надо помнить, что дух, свобода, достоинство каждого россиянина – это фундамент, его нужно планомерно укреплять, а не вбивать в него колья.

Будучи религиозным деятелем, я уделю внимание тем поправкам, которые касаются регулирования миссионерской деятельности, хотя, как у гражданина у меня вызывают беспокойство и иные процессы, идущие в последнее время в правовом и идеологическом поле нашей страны.

Мы внимательно следили за попытками государства регулировать деятельность религиозных объединений и отдельных лиц в части свободы распространения религиозных убеждений, которые гарантируются Конституцией РФ и ФЗ «О свободе совести и деятельности религиозных объединений». В некоторых случаях такие попытки были оправданы, но чаще всего они ущемляли права верующих людей, а потому не приживались в правовом пространстве. Начиная с 1994 года, в различных субъектах РФ принимались региональные нормативные акты, регулирующие миссионерскую деятельность, однако большинство из них в дальнейшем отменялись, в том числе по причине противоречия нормам Конституции РФ и действующего законодательства. Таким образом, до 2015 года принципы Конституции в части свободы совести превалировали над отдельными законодательными инициативами и попытками данную свободу ограничить.

Вместе с этим с начала 2016 года в Государственную Думу РФ были внесены два федеральных законопроекта о миссионерской деятельности, которые вызвали критические оценки правового управления Госдумы, на долгий срок зависли в комитетах, и, очевидно, не получат дальнейшего развития. Однако «за дымовой завесой» этих законопроектов, незаметной осталась ещё одна инициатива некоторых законодателей протащить одним пакетом сразу ряд поправок, которая в быстрый срок прошла основные процедуры и 24.06.2016 года была принята депутатами Государственной Думы РФ. Необъяснимым фактом является то, что никто из авторитетных религиозных деятелей не участвовал в обсуждении законопроекта, как, впрочем, и профильный Комитет Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Не вдаваясь в подробности проведённого нами анализа норм законопроекта, выскажу следующую мысль. В соответствии со статьёй 6 ФЗ «О свободе совести и деятельности религиозных организаций» одной из целей создания религиозного объединения является распространение веры. Статья 28 Конституции РФ гарантирует право не только исповедовать любую религию, но и распространять религиозные убеждения. Распространение веры является уставной целью практически каждого религиозного объединения, организации и группы, а также формой исповедания своей религии верующими людьми, которые до последнего времени имели конституционное право делиться своими вероубеждениями с окружающими, креститься прилюдно, читать намаз, предлагать литературу, просто поговорить по душам. Но уже сегодня эти обыкновенные формы человеческого бытия, предполагающие свободу духа и гражданские права, запихнули в жёсткие рамки закона, вычленив из культурного и правового поля нашей страны конфессиональное многообразие вместе с Конституционными принципами, пусть и с некоторыми допущениями в виде оформления религиозными организациями мандатов для миссионеров.

Процесс трансформации конституционного поля, выражающийся в ограничений прав и свобод, затронет большой пласт государственно-конфессиональных отношений и может осложнить диалог между государством, религиозными организациями и гражданами многонациональной России, исповедующими и распространяющими свои религиозные убеждения в соответствии с конституционным правом на свободу вероисповедания. Текущий период, предвыборный, а также осложнённый экономическими трудностями и внешними провокациями, не располагает к тому, чтобы вносить деструктивную струю в то поле, которое до сего момента было стабильным. Остаётся не понятным, чего именно хотят добиться законодатели. Если вопросами регулирования миссионерской деятельности они планируют решить другие проблемы, например, контроль за иностранными проповедниками, то у нас есть соответствующие этому отрасли права, такие, как миграционное и антиэкстремистское законодательство, закон о свободе совести и так далее. Очень точно выразился в этой связи Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации С.Э.Приходько, который в заключении Правительства РФ от 05.02.2016 года к одному из законопроектов о миссионерской деятельности сказал, что «Правительство Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает, так как вопрос деятельности религиозных объединений в целях распространения веры действующим законодательством уже урегулирован в достаточной степени».

Как я уже сказал, считаю необходимым для самого себя и призываю к этому своих собратьев из религиозных объединений России, а также представителей научных и общественных организаций сформулировать свои соображения и опасения и донести нашу позицию до Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас-хазрат Бибарсов



комментариев